Виртуальные филиалы

Информационно-образовательный центр "Русский музей: виртуальный филиал"

Государственный художественный музей Алтайского края

Барнаул

«Барнаул глазами художников»

«Барнаул глазами художников». Из собрания Государственного художественного музея Алтайского края и мастерских барнаульских художников. Выставка посвящена 280-летию города Барнаула.

150 лет назад, зимой 1856 -- 1857 годов, в Барнауле жил известный географ, статистик, общественный деятель, почетный член Петербургской академии наук Петр Петрович Семенов (впоследствии – Семенов Тян-Шанский). Ученый нашел жителей Барнаула образованными и культурными, а сам город -- прекрасным. Он сравнил Барнаул с Афинами – культурным и научным центром Древней Греции, назвав его Сибирскими Афинами.

С момента пребывания Семенова Тян-Шанского в Барнауле город разросся, сильно изменился его внешний облик, но и в наши дни Барнаул по праву является одним из красивейших городов Сибири. Не случайно многие художники обращаются в своем творчестве к образу Барнаула, изображая его архитектурные памятники, современные проспекты и тихие улочки. Их произведения можно назвать художественной летописью Барнаула, но летопись эта, созданная изобразительными средствами, необычна, так как она доносит до нас восприятие и отношение к городу художников разных поколений.

Одним из первых профессиональных художников, работавших в Барнауле на рубеже XIX-XX веков, был Андрей Осипович Никулин (1878-1945). Родному городу художник посвятил серию живописных произведений, написанных с натуры. Отличающиеся импрессионистической свежестью, наполненные светом, работы Никулина «Последние лучи. Барнаул», «Барнаул. Вечер», «Окраина Барнаула» хранят то, что уже стало историей – виды Барнаула начала ХХ века.

Художественную и историческую ценность представляет живописная серия городских пейзажей Ивана Евсеевича Харина (1909-1995), художника, стоявшего у истоков формирования и становления Алтайского отделения Союза советских художников, одного из первых его председателей. Это небольшие по формату работы этюдного характера, отображающие Барнаул военного и послевоенного периода: «Краевой театр. Зима» (1942),«Кинотеатр «Родина» (1944), «В старом железнодорожном парке» (1945), «Ленинский проспект после дождя» (1961), «Дом у нового рынка» (1961).

В 1949 году, после окончания Алма-Атинского художественного училища вернулся в Барнаул Михаил Федорович Жеребцов (1927-1997). Одно из ранних произведений молодого художника, посвященное любимому городу, находится в собрании ГХМАК. Это живописное полотно «Октябрьская площадь» (1949), на котором центральная площадь Барнаула предстает еще окруженная деревянными строениями, давно снесенными и забытыми.

Чутко, с любовью изображает виды Барнаула заслуженный художник России, живописец Михаил Яковлевич Будкеев, живущий в городе с 1954 года. Его работы, «Весна. Большая вода» (1970), «Дом на улице Чехова» (1972), «Старый Барнаул» (1982) и другие не только передают вид архитектурных памятников Барнаула, но и рассказывают о жизни, которая протекала на улицах города в 1960 - 1980-е годы. Например, большой интерес представляет работа М.Я. Будкеева «Дом на улице Ползунова» (1983), на которой запечатлен дом Александра Адольфовича Лесневского, являющийся памятником деревянного зодчества начала ХХ века в стиле модерн. Изначально это здание составляло часть обширной усадьбы А.А. Лесневского и располагалось на берегу несохранившегося до наших дней заводского пруда.

Иной, преображенный город предстает в работах Леопольда Романовича Цесюлевича, приехавшего в Барнаул из Риги в 1963 году. Городу, ставшему для него родным, посвятил художник ряд своих живописных и графических произведений, многие из которых сейчас находятся в Государственном художественном музее Алтайского края: «Октябрьская площадь» (1978)«Терема» (1978), «Студенческий проспект» (1984) и другие. Нереальный, контрастный колорит картины Л.Р.Цесюлевича «Терема», состоящий из алых и кобальтовых цветов, притягивает к себе, вызывая различные ассоциации. Фантастична и композиция картины: на одной улице художник разместил три архитектурных памятника Барнаула – здание бывшей женской гимназии Будкевич, дом Лесневского и дом купцов Шадриных, придав русской архитектуре черты готики. Очень любят художники изображать старую часть Барнаула с его деревянными и каменными домами рубежа XIX-XX веков, этих немых свидетелей истории города. Но только в наши дни эти дома соседствуют с современными высотными постройками, и люди, которые проходят мимо них, уже другие, нежели чем сто лет назад.

Именно такой контраст старого и нового запечатлел художник Алексей Алексеевич Дрилев в своей работе «Площадь Спартака. Оттепель» (1990). Одно из центральных мест города – площадь Спартака. Тяжелое весеннее небо, начинающий таять снег. На первом плане – люди с лыжами, сумками, ожидающие транспорт, ведут оживленную беседу между собой. А вдаль уходит Красноармейский проспект, который назывался раньше Конюшенным переулком. С одной стороны проспекта - деревянное двухэтажное здание начала ХХ века, дом братьев Шадриных, известный больше под названием ресторан «Русский чай» (в настоящее время - это кафе «Император»), на дальнем плане видно четырехэтажное каменное здание – доходный дом Аверина, построенный в 1915 году и прозванный в свое время жителями Барнаула «Небоскреб», а с другой – современное многоэтажное здание редакции газеты «Алтайская правда».

В 1967 году переехал в Барнаул живописец Виктор Александрович Зотеев. В своих работах, посвященных видам Барнаула, Зотеев с особым трепетом и теплотой отображает и архитектурные памятники города («Кредитный техникум. Барнаул». 1978), и тихие барнаульские улочки, живущие своей размеренной жизнью («Старый дом на улице Чернышевского». 1976), и строящийся развивающийся город («Элеватор. Улица Чехова». 1975). На протяжении 18 лет В.А.Зотеев работал над эпическим полотном «Речной вокзал строится» (1984-2002). Этот впечатляющий и одновременно завораживающий панорамный вид части города создавался художником на основе натурных этюдов, один из которых находится в собрании ГХМАК («Речной вокзал строится». 1976).

Жизнь Барнаула 70-80-х годов ХХ века отражена в изысканных по цвету акварелях Алексея Александровича Югаткина(1926-2001). Работы художника «Штаб Мамонтова» (1974) (бывшее здание гостиницы «Империал»),«Старый Барнаул» (1979)«Октябрьская площадь» (1980) привлекают любовным отношением к натуре. Нанося свободные мазки «по мокрому» в работе «Ленинский проспект после дождя» (1978), художник замечательно передал состояние природы. Только что прошел дождь, еще не успели прохожие закрыть свои зонты. Небо, деревья, постройки отражаются, переливаясь всеми цветами радуги, в зеркальной глади мокрого асфальта. Изображенное на картине место реально и узнаваемо. С одной стороны проспекта мы видим жилой пятиэтажный дом, где раньше на первом этаже размещался детский магазин «Смена», а с другой – небольшое каменное здание аптеки (бывший Католический костел).

Всего в коллекции Государственного художественного музея Алтайского края, посвященной Барнаулу, представлены произведения 63-х авторов: заслуженного художника России Ю.Б.Кабанова, заслуженного художника России А.Г.Вагина, заслуженного художника России Г.Ф.Борунова, заслуженной художницы России М.Д.Ковешниковой, А.П.Фризена, А.В.Нижегородцева, Ю.А.Чулюкова, П.А.Щетинина и многих других. Для их работ характерны любовь к Барнаулу, внимательное изучение его истории, стремление уловить и передать его жизнь. В эмоциональном восприятии город у каждого художника свой: или яркий и солнечный, или загадочно-таинственный, или поэтически-возвышенный.

В Барнауле немного памятников монументального искусства, но образ города, его лицо, нельзя представить без творений монументалистов. Работы барнаульских монументалистов вошли в градостроительную историю Барнаула и в сознание горожан. Уже давно своеобразной визитной карточкой Барнаула стал знаменитый Демидовский столп – монумент, воздвигнутый в центре Демидовской площади в честь 100-летия горного производства на Алтае по инициативе и при непосредственном участии начальника Колывано-Воскресенских заводов Петра Козьмича Фролова. Памятник был задуман и осуществлен известными барнаульскими архитекторами первой половины XIX века Л.И. Ивановым и Я.Н. Петровым, которые взяли за образец знаменитый Румянцевский обелиск, установленный в саду у Академии художеств в Санкт-Петербурге. Демидовский столп является первым среди известных памятников монументального искусства Барнаула.

Другим, не менее заметным явлением в монументальном искусстве нашего города, но уже ХХ века, было творчество Степана Романовича Надольского. Надольский мастерски исполнил скульптуру фронтона, венчающего Дворец революции (здание бывшей резиденции начальников Алтайских горных заводов, восстановленное в 1923-1925 годах архитектором П.Ф. Федоровским после пожара 1917 года). Горельеф, выполненный в классических формах, изображает герб Советской России, который с двух сторон поддерживают крестьянин и рабочий. Фоном служат машины и механизмы, сельскохозяйственная техника.

С именем Владимира Федоровича Добровольского связано большинство самых известных и значительных произведений, выполненных в различных монументальных техниках. За участие в создании в 1971–1975 годах памятника-обелиска в честь Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. В.Ф. Добровольскому было присвоено звание заслуженного художника России.

Памятник-обелиск посвящен памяти 14 000 земляков-алтайцев, погибших на разных фронтах. Основная тема рельефов стелы: героический фронт и тыл, - отсюда ее ассоциативно-архитектурное решение – лезвие штыка прикрывает хлебный колос. Скульптурную же часть монумента представляет двухфигурная скульптурная группа «Прощание», автором которой является барнаульский скульптор Петр Леонидович Миронов. На постаменте - мать с сыном, конкретный сюжет вызывает ассоциацию: Родина-мать провожает своих сыновей. Именно этими мыслями монумент близок всем барнаульцам и любим ими. Монумент установлен на привокзальной площади Барнаула (ныне площадь Победы), откуда тысячи наших земляков уходили на фронт.

В 1980 году Барнаул отмечал свой 250-летний юбилей. Была предусмотрена программа его монументального оформления. Одним из лучших примеров монументальной росписи может служить роспись фасада дома № 76 по улице Гоголя (знаменитый Барнаульский «небоскреб»). «Старый город» так назвал свою композицию художник В.Ф. Тимуш. Очень тактично обошелся он с памятником архитектуры, оживив его фасад сценой из жизни Барнаула начала ХХ века - с дамами, кавалерами, старинным автомобилем и фонарным столбом, с балконами и балюстрадами, с нежно скользящими по кирпичной стене тенями деревьев.

Царева Н.С., ведущий научный сотрудник отдела отечественного искусства XX – XXI веков, кандидат искусствоведения, член Союза художников России

Дариус Е.И., Федотов А.В., старшие научные сотрудники ГХМАК, члены СХ России


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: