Виртуальные филиалы

Информационно-образовательный центр "Русский музей: виртуальный филиал"

Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан

Казань, Республика Татарстан

Скульптурные образы Баки Урманче: Писатель Г. Ибрагимов

Сегодня 25 октября 2017 года открывается юбилейная выставка «БАКИ УРМАНЧЕ: «Я НАСЛАЖДАЮСЬ ТОЛЬКО САМОЙ РАБОТОЙ…» Живопись, графика, скульптура из музейных и частных коллекций» (октябрь 2017 г. – январь 2018 г.). Среди экспонируемых работ особенно выделяются скульптурные произведения.

Расцвет Урманче-скульптора совпал с казанским периодом творчества. Превосходное знание народного быта, родной истории, национального характера, накопленный жизненный и художественный опыт, незаурядное мастерство явилось той основой, на которой базируется его пластика. За годы, прожитые в Казани, им было создано несколько десятков скульптурных произведений, самых разных по масштабу и образному звучанию. Большинство из них объединены в циклы, среди которых можно выделить галерею портретов общественных деятелей и крупнейших представителей татарской культуры.

Как и в своих живописных портретах, в скульптурных образах Урманче остаётся проникновенным психологом. Его образы отличают одухотворённость и теплота живого чувства художника. Достижению душевного взаимодействия с большинством портретируемых способствовала многолетняя дружба с виднейшими представителями науки и культуры. Яркие личности, незаурядные натуры обладают свойством взаимного притяжения. Импульсы, полученные от дружеского общения, усиливают творческий потенциал каждой из них, обогащают новыми идеями и взглядами.

В процессе работы особое вдохновение художника вызывал образ Галимджана Ибрагимова. Трудная задача стояла перед Урманче. Сложная индивидуальность известного татарского общественного деятеля, писателя и учёного не допускала упрощённого, однозначного толкования и в то же время в виду многообразия интересов Ибрагимова долго не давала художнику возможности найти ведущую черту характера, которая стала бы стержнем образного решения. Художник долго изучал иконографические материалы, художественные произведения и публицистику Ибрагимова. А перед мысленным взором оживали воспоминания о личных встречах, о беседах и совместной работе, которые Урманче впоследствии опубликует в газете «Советская Татария»:

 

«1919 год, Казань... Я — студент Казанского художественного училища. Занимаюсь одновременно живописью, графикой и скульптурой. Кроме учебы, работаю в политотделе штаба Запасной Красной Армии и в Центральной мусульманской во­енной коллегии. И. конечно, с самоуверенностью молодости чувствую себя уже настоящим «мастером кисти». Основания для этого, на мой взгляд, были: ведь мне доверяли писать плакаты и панно, лозунги. Поэтому, когда один из моих друзей сказал, что Галимджан Ибрагимов ищет художника, который смог бы оформить обложку для сборника публицистических статей молодых татарских писателей, я нисколько не сомневался, что этим художником должен быть именно я.

Ибрагимов принял меня у себя дома, коротко рассказал о содержании нового сборника. Назывался он «Восток спит». Это пришлось мне по душе. Дело в Том, что я и многие мои ровесники буквально бредили в то время Востоком. Это были не просто мечты — мы собирались делать там революцию. Нам представлялся сказочный край, где люди по большей части курят кальяны и читают стихи. И именно туда мы, представители молодого поколения Республики Советов, должны принести слово революционной правды, которое разбудит народ.

Приблизительно с таким настроением я и работал над обложкой. Были на ней и кальяны, и дымка, и закрепощенные красавицы — одним словом, все атрибуты «спящего Востока».

Посмотрев на мой эскиз, Ибрагимов сказал только одну фразу: «Молодой человек, я заказывал вам не обложку для коробки с папиросами».

Время в молодости бежит очень быстро, а в те бурные годы иногда казалось, что одно событие наскакивает на другое. Поэтому о своей неудаче я вскоре забыл, тем более, что сборник по каким- то причинам не вышел. Но оказалось, что Ибрагимов помнил обо мне.

Увидев меня случайно в редакции одной из газет, он попросил зайти, к нему. Ибрагимов был обладателем прекрасной библиотеки, в один из моих первых визитов к нему он дал мне посмотреть альбомы репродукций из серии «Музеи мира». Лувр. Лондонский музей — все это я увидел впервые в жизни. Не могу сказать, что знаменитый писатель уделял мне много времени. Но даже те непродолжительные беседы, которые он вел со мной, очень много давали мне, становились как бы еще одной ступенькой, по которой я входил в мир искусства.

В 1920 году я был направлен на учебу в Москву, во ВХУТЕМАС. Ибрагимов часто бывал в столице по общественным делам. Почти в каждый свой приезд он находил время, чтобы встретиться с земляками. Однажды он подарил мне экземпляр романа «Наши дни» и сказал, что если роман будет переиздаваться, то ему хотелось бы, чтобы он вышел с моими иллюстрациями. Но, зная требовательность Ибрагимова, я понял, что еще не готов к такой серьезной работе. Так нам и не суждено было работать вместе.

После окончания ВХУТЕМАСа я вернулся в Казань, шел 1926 год. Мы продолжали видеться с Ибрагимовым, и я каждый раз не переставал удивляться: какой же он неутомимый труженик. Вскоре из-за болезни писатель был вынужден переехать в Крым, и знакомство наше прервалось.

В середине пятидесятых годов я решил сделать его скульптурный портрет, используя один из известных снимков и личные впечатления. Сейчас эта работа хранятся в фонде Музея изобразительных искусств ТАССР».

Создав портрет в 1963 году, Урманче и в дальнейшем обращался к образу писателя. Варьировал композицию, размеры, материал, стремясь к выявлению новых оттенков образа.

«А совсем недавно я вновь вернулся к образу Галимджана Ибрагимова. У меня есть давняя мечта, чтобы на проспекте, носящем имя великого писателя, стоял его памятник. Думаю, что Ибрагимов должен быть изображен в окружении своих литературных персонажей. Работа эта долгая, она требует также развернутого архитектурного проекта. Пока я сделал только первую часть: уменьшенную копию фигуры писателя. Но хочу верить, что мечта моя сбудется и памятник классику нашей литературы украсит проспект».

К сожалению, великому мастеру так и не удалось осуществить свой масштабный замысел. Через три года после публикации статьи в газете «Советская Татария» (1987) Урманче не стало.

 

Использованы материалы статьи «БЫЛОЕ ПЕРЕД ГЛАЗАМИ» из газеты «Советская Татария» от 12 марта, 1987 г. и книги А. Новицкого «Баки Урманче» (Новицкий А. И. Баки Урманче. – Казань: Татарское кн. изд-во, 1994. – 192 с.)


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: