Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан
Казань, Республика Татарстан175 лет со дня рождения Волкова Ефима Ефимовича
Волков Ефим Ефимович (1844-1920) - живописец, рисовальщик; пейзажист и жанрист. Получал образование в рисовальной школе Общества поощрения художеств (1866-1867), затем в Императорской Академии художеств (1867-1870, вольноприходящий ученик). В 1870 г. получил звание классного художника. В 1888 г. по приглашению великих князей Сергея Александровича и Павла Александровича посетил Палестину, Сирию, Египет, Грецию и Турцию. Он являлся членом и экспонентом Товарищества передвижных художественных выставок (с 1879 г., член совета с 1894 г.), Общества поощрения художеств. Был действительным членом Императорской Академии художеств (с 1895 г.). В 1899 г. Е. Волков удостоен звания академика.
Ефим Ефимович - участник выставок с 1870 года. Его работы были представлены на выставках Академии художеств, Товарищества передвижных художественных выставок, а также международной (Лондон, 1872: бронзовая медаль), всемирных (Париж, 1878, 1900; Мюнхен, 1909; Рим, 1911; Питсбург, 1912) и персональной (П., 1902) выставках.
Стасов В.В. в своей работе «Двадцать пять лет русского искусства» пишет: «Волков - один из самых симпатичных пейзажистов наших: его "В лесу по весне" (1877), "Старая просека" (1879), "Топкое болото" (1879), "Лес на болоте" (1881), "На рассвете" и "Тихий день" (1882), -- во всем этом часто есть немало поэтичности».
В своем творчестве художник обращается к знакомой ему природе родных мест. Лесные пейзажи, подобные изображению Волкова, часто встречаются в средней полосе России в непосредственной близости от сел и деревень. Живописец искренне восхищался тихими, спрятанными в зарослях реками и озерами. Кисть художника благодаря удачно выбранной композиции и нюансам колорита превращала обычные натурные виды в лирические образы русской природы.
С 1860-х годов одним из самых распространенных типов картины становится вытянутая по горизонтали композиция равнинного ландшафта с приниженной линией горизонта. Этот прием можно наблюдать и в работе Волкова: «Холмистый пейзаж с дорогой». Важной составляющей частью этого сюжета становится изображение повозки. В таком контексте дорога выступает как показатель физической глубины пространства и философский символ жизненного пути.
Широко представлена в творчестве пейзажиста осенняя природа у опушки леса или на поляне, окруженной деревьями, или у небольшой реки. Написанная на станции Сиверской под Петербургом, картина «Октябрь» была экспонирована на 11-й Передвижной выставке. В.В.Стасов в обзоре выставки писал: «Между... многочисленными картинами наших пейзажистов... самая замечательная "Октябрь"... это одна из лучших, если не самая лучшая вещь Волкова, так хороши и рельефны тощие деревца, оголенные осенью, так хороши тут перспективы сквозь реденький лесок, столько тут везде воздуха и осеннего спадающего света...».
Работы Е.Е.Волкова присутствуют во многих музеях и частных коллекциях. В Государственной Третьяковской галерее представлены «Болото осенью» (1871), «Октябрь» (1883) и «Ранний снег» (1883). В Русском музее хранятся «Холмистый пейзаж с дорогой» (1880-е), «Взморье. Рыбацкие лодки» (1874). В Государственном музее изобразительных искусств РТ среди живописных работ: «В лесу по весне» (1976) и «Осенний пейзаж с заводью».
За первую картину «В лесу по весне» (была в собственности князя Волконского) в 1877 году Ефим Ефимович получает первую премию выставки Общества поощрения художеств. Это весенний пейзаж с корявыми, чахлыми деревьями, засохшими ветками, валяющимися на земле, болотистыми кочками, покрытыми прошлогодней порыжевшей травой. Работа притягивает своей лиричностью и тонкой грустью.
Как же она попала в Казань? Еще в 1973 году Музей изобразительных искусств ТАССР в письме заместителю Министра культуры ТАССР Низамиеву М.Т. просит «утвердить решение закупочной комиссии музея о приобретении живописного полотна известного русского художника Е.Е. Волкова «В лесу по весне» за 2500 рублей у московского коллекционера Ю.В. Невзорова». На тот период музей не имел ни одного произведения этого художника, «в то время как Е. Волков являлся учеником и соратником известного русского художника, нашего земляка И.И. Шишкина». Покупка была произведена после участия произведения на выставке «Передвижники (к 100-летию организации ТПХВ)» (Казань, 1971-1972). Затем ее покажут на «Выставке произведений выдающихся художников, посвященная 225-летию АХ СССР» (Казань, 1983); на экспозиции «Образ Родины» (Казань, 1984-1985); на Передвижной выставке «Русское искусство XIX – начала XX веков» (1988).
Также редакцией календарей Политиздата было предложено поместить репродукцию картины Е. Волкова «В лесу по весне» в календаре «В мире прекрасного» за 1989 год (февраль).
Еще одна работа художника «Осенний пейзаж с заводью» поступила в фонды ГМИИ РТ в 1983 году из Художественного салона №1 (Москва). Она была также представлена на «Выставке произведений выдающихся художников, посвященная 225-летию АХ СССР» (Казань, 1983); выставках «Образ Родины» (Казань, 1984-1985) и «Русский пейзаж XIX – начала XX веков» ( Казань, 1991).
Материалы взяты архива ГМИИ РТ; «Дорога и путь в русском искусстве» /Альманах, Вып.68. СПб:Palace Editions, 2004; «Крестьянский мир в русском искусстве» /Альманах, Вып.118. СПб:Palace Editions, 2005.
- Е.Е. Волков "Холмистый пейзаж с дорогой" (собрание ГРМ)
- Е.Е. Волков "Октябрь" 1883 (собрание ГТГ)
- Е.Е. Волков "В лесу. По весне" 1877 (собрание ГМИИ РТ)
- Е.Е. Волков "Осенний пейзаж с заводью" (собрание ГМИИ РТ)
- На выставке "Иван Шишкин и его художественный круг"
- Е.Е. Волков "Взморье. Рыбацкие лодки" 1874 (собрание ГРМ)
- Е.Е. Волков "Художник на натуре" 1881 (собрание ГТГ)
- Е.Е. Волков "Полянка" 1890 (собрание ГМИИ РТ)