Виртуальные филиалы

Информационно-образовательный центр "Русский музей: виртуальный филиал"

Ненецкий краеведческий музей

Нарьян Мар, Ненецкий автономный округ

Образование Нарьян-Мара

Нарьян-Ма́р (нен. Няръяна мар, «Красный город») — город в России, административный центр и единственный город Ненецкого автономного округа. Город находится за полярным кругом, расположен в низовьях реки Печоры, в 110 км от Баренцева моря.

Идея постройки города в низовьях реки Печоры возникла давно. Богатый животный мир, красивые места, большая судоходная река, возможность торговать лесом — всё это влекло людей на Север. Сведения русских летописей не оставляют сомнений в том, что уже с XII века район Нижней Печоры хорошо был известен. Здесь местные племена — югра, печера — сначала осуществляли меновую торговлю с русскими. В 1499 году возникает Пустозерск. В XVIII—XIX веках появляются новые села и деревни на берегах устья ПечорыВеликовисочноеОксиноТельвискаКуя — жители которых занимались традиционным хозяйством, рыбным и зверобойным промыслами, оленеводством.

В 1860-е годы арктические исследователи капитан П. И. Крузенштерн, купец В. Н. Латкин и купец М. К. Сидоров подробно изучили фарватер реки Печора и организовали Печорскую компанию, которая занималась экспортом печорского леса. М. К. Сидоров мечтал построить на Печоре морской порт, а также город, который получил бы название «Югорск». В течение 16 лет он пытался добиться получения шести десятин земли для постройки порта, но земля ему выделена так и не была

В 1892 году на Печоре у деревни Куя появился первый однорамный лесопильный завод принадлежавший промышленнику А. М. Сибирякову. Однако лесозавод вскоре сгорел. В 1897 году на берегу Городецкого шара напротив деревни Ёкуша был построен лесопильный завод шведского товарищества «Альфред Лидбек и К°». Но через некоторое время этот завод также был уничтожен пожаром.

В 1903 году на территории современного Нарьян-Мара основан Печорский лесозавод, созданный товариществом «Стелла-Поляре» во главе с норвежским лесопромышленником Мартином Ульсеном.

Предшественник Нарьян-Мара — выселок Белощельский (Белощелье) упоминается в Списке населённых мест Архангельской губернии на 1-е мая 1922 г. Тогда в пяти дворах числилось 29 человек.

В 1924 году в Белощелье было построено первое здание будущего города Нарьян-Мар — агентство Северного морского пароходства. Решение о строительстве нового города и порта на Печоре было принято на совещании состоявшемся на борту парохода «Умба» 7 октября 1929 года у причала Белощелья. В 1929 году в Белощелье началось строительство зданий «Дома ненца» и больницы. По итоговым документам совещания на борту парохода «Умба» 4 сентября 1931 года в Белощелье состоялось заседание комиссии Архангельского крайкома ВКП(б) и крайисполкома Северного края. Слушали единственный вопрос — «О строительстве Печорского порта». Было принято решение к началу навигации 1932 года построить 100 пог. м. причалов, а к сентябрю 1932 года ещё 150 пог. м. Главной причиной строительства порта было открытие геологом Г. А. Черновым в 1930 году Воркутинского месторождения угля. Для доставки угля к потребителю, а также грузов для строительства воркутинских шахт существовал только один путь — через Печорский порт. Так образовался рабочий посёлок Нарьян-Мард (Красный город), объединивший территории и население посёлка лесозавода (носившего с 1930 по 1937 год имя Ф. Э. Дзержинского), Белощелья, посёлков Калюш, Карманово (Городецкого), Носово (Качгорт) и деревни Ёкуша. Наименование Нарьян-Мард было присвоено вновь образованному посёлку постановлением ВЦИК от 10 октября 1931 года. Первые постройки на территории будущего города — жилой барак на 65 человек, восьмиквартирный дом, столовая, почта, «Дом ненца», больница, типография.

Решением президиума Крайисполкома Северного края от 7 октября 1931 года была признана необходимость переноса центра Ненецкого национального округа из села Тельвисочного в рабочий посёлок Нарьян-Мард. Это же решение обязывало Ненецкий окрисполком не позднее 1 ноября 1931 года создать горсовет на территории утверждённого ВЦИК рабочего посёлка Нарьян-Мард.

18 декабря 1931 года было принято постановление президиума Ненецкого окрисполкома:

 

Ввиду несоответствия пониманию вытекающего из слова «Мард» наименование рабочего посёлка писать «Нарьян-Мар».

 

Постановлением ВЦИК от 2 марта 1932 года административный центр Ненецкого национального округа Северного края был перенесён из села Тельвисочного в рабочий поселок Нарьян-Мар.

9 апреля 1934 года V пленум Ненецкого Окрисполкома принял Решение о преобразовании рабочего посёлка Нарьян-Мар, в котором проживало свыше 8000 человек, в город Нарьян-Мар. 10 марта 1935 года постановлением Президиума ВЦИК рабочий посёлок Нарьян-Мар Ненецкого округа Северного края был преобразован в город. В 1934 году были названы первые улицы. Ими стали улица Набережная, улица Партизанская (сейчас ул. им А. П. Пырерко), проспект Заполярный (ныне ул. Смидовича), улица Оленная (с 1936 года это ул. им. И. П. Выучейского) и улица Полярная. В этом же году руководством города было принято решение приступить к строительству Дома Советов. В 1934 году своих первых специалистов выпустило педагогическое училище. В 1932 году начала работу оленеводческая зональная станция. В 1933 году была организована контора рыбтреста. Увеличивал грузооборот морской порт. В 1933 году в деревне Ёкуша был пущен в эксплуатацию кирпичный завод с конным приводом, проектной мощностью 2 млн штук кирпича в год. В 1934 году начала просветительскую деятельность библиотека, а затем был открыт окружной музей. Не отставало от общего развития города и развитие образования. С 1934 года в городе работали культпросветшкола и две общеобразовательные школы. До 1940 года в Нарьян-Маре было построено около 120 жилых домов. В 1936 году было создано бюро оповещения погоды.

В 1937 году открыт профессиональный драматический театр, на базе которого после закрытия в 1948 году был создан Нарьян-Марский Дом культуры.

13 февраля 1933 года была открыта первая заполярная авиалиния, которая связала Архангельск с Нарьян-Маром. В 1932 году начал работу первый радиоузел с 110 радиоточками, а в 1937 году власти установили прямую телеграфную связь с Архангельском.

В годы Великой Отечественной войны Нарьян-Мар был тыловым городом. С октября 1941 года в городе начал действовать военный аэродром, который относился к 772-й авиабазе Беломорской военной флотилии. Самолёты из Нарьян-Мара выполняли разведывательные полеты в Арктике. 22 июня 1943 года над Нарьян-Маром первый раз за всю войну пролетел немецкий самолёт Ю-88, он осуществлял аэрофотосъёмку города и близлежащих населённых пунктов. Подобные полёты продолжались и позднее.

В День авиации 1944 года работники Нарьян-Марского морского порта передали лётчику Беломорской военной флотилии В. В. Томашевскому самолёт-бомбардировщик Ил-4 «Работник Печорского флота», купленный на деньги портовиков. 7 сентября 1944 года передовые труженики Ненецкого округа передали лётчикам Беломорской военной флотилии истребитель Як-7Б Нарьян-Марский судостроитель, который был вручен Герою Советского Союза капитану А. К. Тарасову. В 1946 году истребитель был доставлен в Нарьян-Мар и установлен в сквере как памятник советским людям, трудившимся в тылу (утрачен в 1956 и восстановлен в 2010 году).

16 августа 1942 года из посёлка Хабарово в Нарьян-Мар вышла группа кораблей. В её состав входили буксирные пароходы «Комсомолец», «Норд» и «Комилес». «Норд» буксировал неисправный «Комилес» и лихтер «Ш-500», а буксирный пароход «Комсомолец» — баржу П-4. На последней находилось 300 человек, большинство из которых были заключенными лагерей «Норильстроя». 17 августа около 7 часов утра, когда караван проходил в двух милях от северного побережья острова Матвеев в Баренцевом море, вблизи него всплыла германская подводная лодка U-209, открывшая артиллерийский огонь. Лихтер Ш-500, баржа П-4 и буксирный пароход «Комилес» были потоплены. Буксирный пароход «Комсомолец» загорелся и выбросился на берег. Пароходу «Норд» удалось уйти. Из 328 человек, находившихся на судах уничтоженного каравана, 305 утонули, либо погибли в ходе артиллерийского обстрела. В память об этом событии в Нарьян-Маре, на улице им Н. Е. Сапрыгина в ноябре 1968 года был установлен памятник экипажу буксирного парохода «Комсомолец».

Новый этап развития города в конце 1940-х и 1950-е годы обозначен строительством квартала жилых домов по улице им Е. П. Выучейского. В 1960-е годы были введены в эксплуатацию первые кирпичные здания — ДК и школа № 3. В 1975 году строители сдали первое многоэтажное здание в кирпичном исполнении — здание окружкома КПСС, ныне городской администрации. А в 1981 году рабочие Нарьян-Марского СМУ получили квартиры в первом в городе панельном доме. Строительство было переведено на промышленную основу. С началом строительства кирпичных и панельных домов внедряется централизованное водоснабжение и локальная система канализации с местными очистными сооружениями. Совершенствовалась и система обслуживания горожан. В 1955 году открылся первый автобусный маршрут. С созданием городской дизельной электростанции в 1959 году налажено устойчивое электроснабжение, а в начале 1960-х годов жилые дома стали переводить на центральное отопление.

С 1973 года нарьянмарцы смотрят телевизионные программы через станцию «Орбита». В 1978 году был построен газопровод от Василковского газоконденсатного месторождения, началась газификация города и перевод котельных на газовое топливо. В 1982 году был построен 92-метровый мост через р. Качгортинскую курью, а затем, в 1983 году — 57-метровый через р. Лесозаводская курья. В 1980-е годы введены новые мощности на электростанции, нефтебазе, построен хлебозавод, в 1989 году — построен четырёхэтажный корпус окружной больницы. В 1980-е годы построены новая поликлиника и аптека, гостиница «Печора», школа-интернат со спальным корпусом, универмаг, музыкальная школа. Появился целый квартал современных панельных жилых домов.

 


  • АФК «Система»
  • МТС
  • БФ «Система»