Школа № 6 Василеостровского района
Санкт-Петербург«Лицо» и «Душа» Петербурга: виртуальная экскурсия для горожан серьезных и не очень
Проектная деятельность ГБОУ СОШ №6. Работу выполнила группа учащихся 11 класса ГБОУ СОШ №6 (Яковлева Юлия, Новожилова Марина, Ляпина Мария, Сапровская Ника) под руководством К. В. Мироник.
Вступление
Санкт-Петербург существует уже более трех веков. Яркой легендой появляется он «из топи блат», застраивается, развивается, изменяется. До наших дней сохраняет огромное значение для страны. Об этом нам говорит один тот факт, что Петербург становится «окном в Европу» - символом новой России, стремящейся к бесконечному познанию. Сейчас город считается культурным центром мирового значения, здесь находится огромное количество достопримечательностей, которые можно перечислять, изучать, забывать и вновь вспоминать, придумывая книги и богато их иллюстрируя, благо материала для этого — куда ни посмотри. С Петербургом в русской культуре (и не только) связано большинство важнейших исторических событий XVIII – XX веков.
Может ли город, как человек, хранить память обо всем этом? Думается, да. Старые здания, памятники, даже сама природа Северной столицы, предполагающая вечные дожди и тучи — все это свидетели истории города, и даже на самый маленький уголок Петербурга могут накладываться десятки событий, придавая месту особую значимость. Наш город — молодой, его характер часто непостоянен, может быть как раз поэтому перед нами возникает урбанистический пейзаж, иногда соединяющий разные эпохи, стили и идеи, но при этом остающийся таким гармоничным. Это словно качество образованного человека. Последний, кстати, замечает не только данность окружающей архитектуры, но и малейшие ее изменения. Дома, бывает, исчезают. Память о них остается.
Здесь вспоминается чудесное стихотворение Осипа Мандельштама, предельно тактильное и образно соединяющее реальность с памятью, пространство со временем:
«Я вернулся в мой город, знакомый до слез,
До прожилок, до детских припухлых желез.
Ты вернулся сюда, - так глотай же скорей
Рыбий жир ленинградских речных фонарей.
Узнавай же скорее декабрьский денек,
Где к зловещему дегтю подмешан желток.
Петербург, я еще не хочу умирать:
У тебя телефонов моих номера.
Петербург, у меня еще есть адреса,
По которым найду мертвецов голоса.
Я на лестнице черной живу, и в висок
Ударяет мне вырванный с мясом звонок.
И всю ночь напролет жду гостей дорогих,
Шевеля кандалами цепочек дверных».
Пейзаж очень важен для восприятия нами окружающего пространства. Он участвует в формировании внутреннего мира человека, поэтому пейзажи ценны не только действительностью, но и своим обращением в прошлое, тем, что заставляют нашу память работать, как бы «проявляя фотопленку», помогают людям «вспоминать» ощущения.
Если пейзаж дает нам настроение, ощущение и мысль, то текст позволяет одному человеку поделиться чувством с другим, а с помощью текста можно передать очень многое. Помимо прямого понимания понятия текста, можно отметить его новое значение для XX века. Текст — это сумма знаков, это то, что мы способны «считать» с окружающей нас действительности. То, за чем мы способны разглядеть нечто иное — литературную реминисценцию, культурную ситуацию, исторический жест, разговор, человека. Ролан Барт пишет: «Весь мир есть знаковая система - бесконечно глубокий по своему смыслу текст».
Художественные произведения дают человеку не просто информацию о событии, они позволяют ему перенестись в определенный момент на чувственном уровне.
Таким образом, сам Петербург, литература и понимание связей мест с событиями в определенный момент (тут можно вспомнить понятие хронотопа), позволяют человеку не только лучше узнать и понять историю, но и почувствовать её.
О проекте
Настоящий проект - это модель будущего путеводителя для людей, желающих увидеть Васильевский остров с разных сторон. Он представляет собой сценарий виртуальной экскурсии. Такая форма работы с аудиторией дает нам возможность не покидая школьного пространства посетить достопримечательности, посмотреть на город «с точки зрения птицы», побродить по подворотням... Экскурсия подкреплена историями, немного — датами, фотографиями, цитатами из любимых книг или просто высказываниями известных людей, поразивших нас совим пониманием города: писателей, музыкантов, поэтов. Самое главное, в отличие от большинства других путеводителей, которые пишутся для взрослых людей (и, признаем, не каждый прочитает их целиком), его будет интересно читать, а материал будет легко восприниматься, потому что при его создании наша творческая группа ориентировалась на сверстников (шестнадцатилетних одноклассников, друзей из двора и просто увлеченных и влюбленных в Петербург).
Нужно учитывать то, что наш город двойственен. Даже больше — он многопланов. Однако, не все сразу — ко множеству петербургских историй нужно двигаться аккуратно, не торопясь, иначе можно легко потеряться в информации, цифрах, именах и названиях. Поэтому в основу экскурсии мы заложили оппозицию города официального, парадного, торжественного — городу дворов и колодцев, дождей, крыш, водосточных труб, желтых домов и маленьких историй маленьких людей. Бывают события, которые несут большое значение для истории, поэтому более известны. А есть что-то, что оказало не столь явное влияние на историю в целом, но таких моментов в жизни каждого из нас всегда больше. Часто они остаются значимыми только для единиц (или группы единомышленников), но зато у каждого человека в жизни найдется хотя бы одно маленькое событие, связанное с городом, которое осталось надолго в его памяти. Эту двойственность мы, в свою очередь, отразили в блоках экскурсии: «лицо города» и «душа города».
Актуальность
-
Многие люди не задумываются об истории места, в котором живут, кто-то даже не понимает, зачем нужно об этом задумываться. Наша задача — напомнить окружающим о значимости ощущения истории. Мы хотим, чтобы люди задавали вопросы (в частности — себе). Нужно понимать, что история является не только и не столько списком событий, но отмечает тот путь, через который прошла наша страна, прогнозирует его последствия. Все это сильно влияет на настоящее, потому что с пониманием истории, человек в каком-то смысле обретает опыт, пережитый другими поколениями. Человек, совершая ежедневный маршрут из дома в школу (на работу), затем на курсы и вечером — обратно, часто равнодушно проходит мимо мест, в которых пересекались какие-то исторические и литературные тексты. Но способный иногда отвлечься от повседневности, умеющий мечтать, читающий и интересующийся — обязательно будет их искать. Для него город перестанет быть местом на карте, пересечением безымянных линий, памятником архитектуры. Он, гуляя вечером по Большому проспекту Васильевского, непременно вспомнит героя Вадима Шефнера и его причудливые названия, его скромность и особые отношения с довоенным и блокадным Ленинградом. Стихи Бродского, акварели Ирины Бируля, неосуществленные планы Петра I, корабли, церкви, выстоявшие XX век и укоризненно возвышающиеся, формирующие куполами и шпилями городской рельеф, университеты и их легендарные лекторы — все это и есть остров. Тот самый, жадным до тайн которого мы бы хотели стать.
-
Конечно, умение видеть культурологические пласты за современностью, повышает грамотность населения. Но не это самое ценное. Нам бы хотелось, чтобы знания фактологические у наших сверстников перешли в опыт чувствования. По-настоящему любить город мы начинаем тогда, когда с ним что-то связано. Это может быть мечта или реальность, но обязательно — очень личная ассоциация. Тем более, что речь идет о Васильевском острове — здесь возможны бесконечные изменения значений устоявшихся понятий. И уже такие реалии, как коммунальная квартира, изначально (а может быть со стороны) обладающая не самой положительной коннотацией, глухие дворы, окна, глядящие друг на друга, сырость и серость пейзажа приобретают в глазах человека, влюбленного в место, уют, удивительную особенность, характер. Они манят и заставляют коллекционировать, например, зонты.
-
Наш будущий путеводитель (а пока — экскурсия) призван выявить важные для города понятия, узловые моменты, ситуации. Он поможет юному горожанину увлечься как картиной в целом («Лицо города»), так и понять какие-то неявные исторические события, которых не найти в учебниках («Душа города»).
Значимость
-
Человек начинает чувствовать себя частью истории, понимать, что его поступки тоже могут стать большими событиями. Осознание этого, возможно, побудит человека к деятельности, направленной на сохранение культуры и города.
-
История города никогда не забудется. Это различные мифы, короткие, но очень забавные парадоксы, рассказы.
-
Все вышеперечисленное может способствовать формированию у детей желания участвовать в проектной деятельности, связанной с предметами литературы, истории, краеведения.
О том, как мы готовили проект
Все началось с создания в рамках школьного пространства тематической фотовыставки, характеризующей Петербург с двух сторон. Снимки, посвященные Петербургу официальному, были собраны в коллекцию, к ним был подобран соответствующий литературный материал. Этот первый блок получил название «Лицо города». Второй блок выставки, открывающий фотографии Петербурга «за парадными фасадами» был назван «Город дождей» (впоследствии в экскурсии он был переименован). Фотографии приносили многие, даже учащиеся из начальной школы. Затем на основе собранного материала была составлена виртуальная экскурсия, в презентации которой также приняли участие дети разных возрастов и с разными интересами. Это сделало проект разносторонним, важным для нас всех.
Макет (сценарий) экскурсии, которую мы представили в нашей школе.
( Для её инсценировки нам потребовалось 6 человек)
1, 2 — официальные экскурсоводы.
3-6 — неофициальные экскурсоводы, интересующаяся городом молодежь, «хипстеры».
Заключение
На создание этой виртуальной экскурсии было потрачено много времени и сил. В настоящей работе был представлен только сжатый сценарий; в его содержание входил также анализ отрывков литературных произведений о городе разного времени, отраженный в презентации, но опущенный нами здесь (причина — весомый объем материла). В итоге нам удалось объединить большое количество учащихся разного возраста — от начальной школы до десятого класса, увлечь всех процессом создания сначала выставки, а затем — самой экскурсии.
Работу мы разделили на пять этапов:
- Сбор фотографий;
- Подбор дополнительного материала к ним: музыка, цитаты, исторические справки;
- Соединение имеющегося материала с главными темами – «Лицо города» и «Душа города»;
- Разработка сценария;
- Презентация готовой работы в форме виртуальной экскурсии для разновозрастной аудитории.
Для того, чтобы собрать как можно больше фотографий, мы рассказали про проект почти всей школе. Откликнулись многие. К нам приходили малыши из начальной школы, с которыми иногда было нелегко работать. Но, благодаря тому, что мы заранее составили презентацию, в которой объяснялось, какие фотографии нас интересуют, от детей мы получили весомое количество качественного материала. Кто-то приносил свои старые снимки, а кто-то специально пошел гулять по Петербургу с фотоаппаратом. Часть этих фотографий попала в итоговую презентацию, потому что идеально подошла к нашему сценарию, остальные стали частью настенной выставки, сопутствующей нашей экскурсии. Ко всем снимкам прилагался материал с цитатами или историческими справками.
Для итоговой презентации был придуман особый сценарий, в котором сопоставлялись два разных Петербурга, для нестандартного города мы даже написали стихотворение, музыка для него тоже была подобрана неслучайная (это саундтрек к фильму «ПитерFM”, который может быть назван одной из самых «питерских» современных кинолент).
Итоговая презентация была показана на проектной конференции в нашей школе (мы уже несколько лет участвуем в проекте «Арт-лаборатория»).
В ходе этой работы мы обрели огромный опыт в подготовке подобных мероприятий, научились объяснять людям, что от них требуется, а это иногда бывает весьма непросто, смогли собрать много материала и соединить все это в единое целое. Наша экскурсия также была позже показана на уроке седьмому классу.
Сценарий, который представлен в этой работе – лишь макет, являющийся своего рода шаблоном, на основе которого можно будет создавать новые экскурсии подобного плана.
Используемая литература
- В. С. Шефнер «Сестра печали»
- Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»
- А. В. Даринский, В. И. Старцев «История Санкт-Петербурга»
- Бастарева Л. И., Сидорова В. И. «Петропавловская крепость»
- Г. П. Бутиков, Г. А. Хвостова «Исаакиевский собор»
- Г. П. Бутиков Музей-памятник «Спас на крови»
- А. П. Крюковских «Петербургские храмы»
- Г. Ю. Никитенко В. Д. Соболь «Василеостровский район. Энциклопедия улиц Санкт-Петербурга»
- http://www.citywalls.ru
- http://www.hermitagemuseum.org
- http://www.livelib.ru/author/24918
- http://s-pb.in