Виртуальные филиалы

Информационно-образовательный центр "Русский музей: виртуальный филиал"

Школа № 6 Василеостровского района

Санкт-Петербург

«Лицо» и «Душа» Петербурга: виртуальная экскурсия для горожан серьезных и не очень

Проектная деятельность ГБОУ СОШ №6. Работу выполнила группа учащихся 11 класса ГБОУ СОШ №6 (Яковлева Юлия, Новожилова Марина, Ляпина Мария, Сапровская Ника) под руководством К. В. Мироник.

Вступление

Санкт-Петербург существует уже более трех веков. Яркой легендой появляется он «из топи блат», застраивается, развивается, изменяется. До наших дней сохраняет огромное значение для страны. Об этом нам говорит один тот факт, что Петербург становится «окном в Европу» - символом новой России, стремящейся к бесконечному познанию. Сейчас город считается культурным центром мирового значения, здесь находится огромное количество достопримечательностей, которые можно перечислять, изучать, забывать и вновь вспоминать, придумывая книги и богато их иллюстрируя, благо материала для этого — куда ни посмотри. С Петербургом в русской культуре (и не только) связано большинство важнейших исторических событий XVIIIXX веков.

Может ли город, как человек, хранить память обо всем этом? Думается, да. Старые здания, памятники, даже сама природа Северной столицы, предполагающая вечные дожди и тучи — все это свидетели истории города, и даже на самый маленький уголок Петербурга могут накладываться десятки событий, придавая месту особую значимость. Наш город — молодой, его характер часто непостоянен, может быть как раз поэтому перед нами возникает урбанистический пейзаж, иногда соединяющий разные эпохи, стили и идеи, но при этом остающийся таким гармоничным. Это словно качество образованного человека. Последний, кстати, замечает не только данность окружающей архитектуры, но и малейшие ее изменения. Дома, бывает, исчезают. Память о них остается.

Здесь вспоминается чудесное стихотворение Осипа Мандельштама, предельно тактильное и образно соединяющее реальность с памятью, пространство со временем:

«Я вернулся в мой город, знакомый до слез,
До прожилок, до детских припухлых желез.
Ты вернулся сюда, - так глотай же скорей
Рыбий жир ленинградских речных фонарей.
Узнавай же скорее декабрьский денек,
Где к зловещему дегтю подмешан желток.
Петербург, я еще не хочу умирать:
У тебя телефонов моих номера.
Петербург, у меня еще есть адреса,
По которым найду мертвецов голоса.
Я на лестнице черной живу, и в висок
Ударяет мне вырванный с мясом звонок.
И всю ночь напролет жду гостей дорогих,
Шевеля кандалами цепочек дверных».

Пейзаж очень важен для восприятия нами окружающего пространства. Он участвует в формировании внутреннего мира человека, поэтому пейзажи ценны не только действительностью, но и своим обращением в прошлое, тем, что заставляют нашу память работать, как бы «проявляя фотопленку», помогают людям «вспоминать» ощущения.

Если пейзаж дает нам настроение, ощущение и мысль, то текст позволяет одному человеку поделиться чувством с другим, а с помощью текста можно передать очень многое. Помимо прямого понимания понятия текста, можно отметить его новое значение для XX века. Текст — это сумма знаков, это то, что мы способны «считать» с окружающей нас действительности. То, за чем мы способны разглядеть нечто иное — литературную реминисценцию, культурную ситуацию, исторический жест, разговор, человека. Ролан Барт пишет: «Весь мир есть знаковая система - бесконечно глубокий по своему смыслу текст».

Художественные произведения дают человеку не просто информацию о событии, они позволяют ему перенестись в определенный момент на чувственном уровне.

Таким образом, сам Петербург, литература и понимание связей мест с событиями в определенный момент (тут можно вспомнить понятие хронотопа), позволяют человеку не только лучше узнать и понять историю, но и почувствовать её.

О проекте

Настоящий проект - это модель будущего путеводителя для людей, желающих увидеть Васильевский остров с разных сторон. Он представляет собой сценарий виртуальной экскурсии. Такая форма работы с аудиторией дает нам возможность не покидая школьного пространства посетить достопримечательности, посмотреть на город «с точки зрения птицы», побродить по подворотням... Экскурсия подкреплена историями, немного — датами, фотографиями, цитатами из любимых книг или просто высказываниями известных людей, поразивших нас совим пониманием города: писателей, музыкантов, поэтов. Самое главное, в отличие от большинства других путеводителей, которые пишутся для взрослых людей (и, признаем, не каждый прочитает их целиком), его будет интересно читать, а материал будет легко восприниматься, потому что при его создании наша творческая группа ориентировалась на сверстников (шестнадцатилетних одноклассников, друзей из двора и просто увлеченных и влюбленных в Петербург).

Нужно учитывать то, что наш город двойственен. Даже больше — он многопланов. Однако, не все сразу — ко множеству петербургских историй нужно двигаться аккуратно, не торопясь, иначе можно легко потеряться в информации, цифрах, именах и названиях. Поэтому в основу экскурсии мы заложили оппозицию города официального, парадного, торжественного — городу дворов и колодцев, дождей, крыш, водосточных труб, желтых домов и маленьких историй маленьких людей. Бывают события, которые несут большое значение для истории, поэтому более известны. А есть что-то, что оказало не столь явное влияние на историю в целом, но таких моментов в жизни каждого из нас всегда больше. Часто они остаются значимыми только для единиц (или группы единомышленников), но зато у каждого человека в жизни найдется хотя бы одно маленькое событие, связанное с городом, которое осталось надолго в его памяти. Эту двойственность мы, в свою очередь, отразили в блоках экскурсии: «лицо города» и «душа города».

Актуальность
  1. Многие люди не задумываются об истории места, в котором живут, кто-то даже не понимает, зачем нужно об этом задумываться. Наша задача — напомнить окружающим о значимости ощущения истории. Мы хотим, чтобы люди задавали вопросы (в частности — себе). Нужно понимать, что история является не только и не столько списком событий, но отмечает тот путь, через который прошла наша страна, прогнозирует его последствия. Все это сильно влияет на настоящее, потому что с пониманием истории, человек в каком-то смысле обретает опыт, пережитый другими поколениями. Человек, совершая ежедневный маршрут из дома в школу (на работу), затем на курсы и вечером — обратно, часто равнодушно проходит мимо мест, в которых пересекались какие-то исторические и литературные тексты. Но способный иногда отвлечься от повседневности, умеющий мечтать, читающий и интересующийся — обязательно будет их искать. Для него город перестанет быть местом на карте, пересечением безымянных линий, памятником архитектуры. Он, гуляя вечером по Большому проспекту Васильевского, непременно вспомнит героя Вадима Шефнера и его причудливые названия, его скромность и особые отношения с довоенным и блокадным Ленинградом. Стихи Бродского, акварели Ирины Бируля, неосуществленные планы Петра I, корабли, церкви, выстоявшие XX век и укоризненно возвышающиеся, формирующие куполами и шпилями городской рельеф, университеты и их легендарные лекторы — все это и есть остров. Тот самый, жадным до тайн которого мы бы хотели стать.

 

  1. Конечно, умение видеть культурологические пласты за современностью, повышает грамотность населения. Но не это самое ценное. Нам бы хотелось, чтобы знания фактологические у наших сверстников перешли в опыт чувствования. По-настоящему любить город мы начинаем тогда, когда с ним что-то связано. Это может быть мечта или реальность, но обязательно — очень личная ассоциация. Тем более, что речь идет о Васильевском острове — здесь возможны бесконечные изменения значений устоявшихся понятий. И уже такие реалии, как коммунальная квартира, изначально (а может быть со стороны) обладающая не самой положительной коннотацией, глухие дворы, окна, глядящие друг на друга, сырость и серость пейзажа приобретают в глазах человека, влюбленного в место, уют, удивительную особенность, характер. Они манят и заставляют коллекционировать, например, зонты.

  2. Наш будущий путеводитель (а пока — экскурсия) призван выявить важные для города понятия, узловые моменты, ситуации. Он поможет юному горожанину увлечься как картиной в целом («Лицо города»), так и понять какие-то неявные исторические события, которых не найти в учебниках («Душа города»).

Значимость
  1. Человек начинает чувствовать себя частью истории, понимать, что его поступки тоже могут стать большими событиями. Осознание этого, возможно, побудит человека к деятельности, направленной на сохранение культуры и города.

  2. История города никогда не забудется. Это различные мифы, короткие, но очень забавные парадоксы, рассказы.

  3. Все вышеперечисленное может способствовать формированию у детей желания участвовать в проектной деятельности, связанной с предметами литературы, истории, краеведения.

О том, как мы готовили проект

Все началось с создания в рамках школьного пространства тематической фотовыставки, характеризующей Петербург с двух сторон. Снимки, посвященные Петербургу официальному, были собраны в коллекцию, к ним был подобран соответствующий литературный материал. Этот первый блок получил название «Лицо города». Второй блок выставки, открывающий фотографии Петербурга «за парадными фасадами» был назван «Город дождей» (впоследствии в экскурсии он был переименован). Фотографии приносили многие, даже учащиеся из начальной школы. Затем на основе собранного материала была составлена виртуальная экскурсия, в презентации которой также приняли участие дети разных возрастов и с разными интересами. Это сделало проект разносторонним, важным для нас всех.

Макет (сценарий) экскурсии, которую мы представили в нашей школе.

( Для её инсценировки нам потребовалось 6 человек)

1, 2 — официальные экскурсоводы.

3-6 — неофициальные экскурсоводы, интересующаяся городом молодежь, «хипстеры».

 

Первый блок экскурсии. «Лицо города».

 

Персонаж №1. Дорогие зрители! На ближайшие полчаса мы предлагаем вам погрузиться в удивительный мир нашего проекта! Все вы сегодня работали, учились, уже устали и хотите скорее вырваться за пределы школы...

Мы посовещались и решили в этом вам помочь! Но отдыхать нужно с пользой, и поэтому мы организовали для вас экскурсию. Как? На автобусе! Он уже ожидает нас с вами прямо около школы!

Персонаж №2. Все очень серьезно! Опытнейшие и строгие Музейные Дамы: (Имя Отчество первого экскурсовода) и (Имя Отчество второго экскурсовода) расскажут вам о величии и красоте нашего города, напомнят забытое и прерывать их категорически запрещается, есть в автобусе, мусорить и болтать — тем более!

Персонаж №1. Ну что ж, начнем! Мы будем рассказывать только самое интересное! Захар Захарыч, поехали!

 

 

 

 

 

 

Мы с вами едем по Васильевскому острову, выезжаем на Университетскую набережную.

 

Первоначально она называлась Наличная линия. В середине 18 века существовало также название Набережная линия, что соответствовало названиям других набережных рек и каналов. Впоследствии ее переименовали в Большую набережную, Набережную перспективу, Кадетскую набережную. Затем длительное время набережная не имела названия. Современное наименование Университетская набережная получила 16 апреля 1887 года в связи с тем, что здесь находится Санкт-Петербургский государственный университет

 

Наша первая остановка — и посмотрите направо! Что за здание вы видите?

 

Крупнейший православный храм Санкт-Петербурга. Расположен на Исаакиевской площади. Называется он так в честь преподобного Исаакия Доманского, почитаемого Петром I святого, так как император родился в день его памяти — 30 мая по юлианскому календарю. Построен в 1818-1858 годы по проекту архитектора Огюста Монферрана. Во время Великой Отечественной войны сильно пострадал от бомбёжек и артобстрела, на стенах и колоннах местами сохранены следы от снарядов. В соборе во время блокады хранились экспонаты музеев из пригородов Ленинграда, Музея истории города и даже скульптура из Летного сада!

Однако после войны Русская Православная церковь не стала выделять крупнейшее храмовое сооружение в городе, как главное. В настоящее время Исаакиевский собор не является кафедральным собором Петербурга.

 

 

 

Хорошо-хорошо, просим не шуметь! Едем дальше!

Наша вторая остановка — Храм Спаса на Крови.

Храм Спаса на Крови сооружен в память того, что на этом месте 1 марта 1881 года в результате покушения был смертельно ранен император Александр II (выражение «на крови» указывает на кровь царя). Храм сооружен как памятник Царю-Мученику на средства, собранные по всей России.

Храм был возведен по указу императора Александра III в 1883 — 1907 годах.

В декоре здания использован разнообразный отделочный материал — кирпич, мрамор, гранит, эмали, позолоченная медь и мозаика.

К сожалению, у нас не так много времени, поэтому нам придется оторвать наши восхищенные взгляды от этого удивительного храма! Нас ждет третья остановка!

 

 

 

Конечно же мы не можем оставить без внимания Зимний дворец! Главной резиденцией императорской династии в Петербурге был Зимний дворец. Он рос вместе с городом, превратившись за два столетия из маленького домика в гигантский дворцовый комплекс.

 

 

 

Императорский Зимний дворец, построенный в 1754-1762гг. ахитектором Ф.Б. Растрелли, по счету пятый. В нем императрица Елизавета Петровна хотела видеть воплощение мощи российской монархии.

Его размеры внешнее и внутреннее великолепие поражали, но в 1837 году страшный пожар уничтожил его, однако вскоре пепелище превратилось в стройплощадку, и всего за 2 года он был воссоздан.

Все здания дворцового комплекса соединены всяческими переходами. Из Зимнего дворца они ведут в Малый Эрмитаж, далее в Новый Эрмитаж и в Большой (или Старый) Эрмитаж, построенный в 1787 году и затем в Эрмитажный театр.

 

 

Следующая наша остановка — Адмиралтейство.

 

 

 

Это центр военного кораблестроения. Кораблик на шпиле здания рассматривается как один из символов города.

В 1732-1738 годах архитектор И.К.Коробов возвел каменное здание Адмиралтейства. В центре, над воротами, была построена башня с позолоченным шпилем, получившая название «Адмиралтейская игла». На 72-метровую высоту был вознесен кораблик-флюгер.

Имя человека, создавшего всем известный кораблик неизвестно до сих пор, но достоверно установлено, что прототипом для него служил первый военный корабль Петра I.

 

Теперь мы двигаемся на встречу Петропавловской крепости. Эта крепость расположена на Заячьем острове.

 

Она была заложена 16 мая (27) мая 1703 года Петром I.

С 1730-х годов появилась традиция отмечать полдень пушечным выстрелом с Нарышкина бастиона. Выстрел также отмечал начало и конец рабочего дня.

Петропавловская крепость никогда не принимала непосредственного участия в военных действиях. С самого начала своего существования она стала использоваться в качестве главной политической тюрьмы России.

Одним из тайных узников стал царевич Алексей (он умер или был тайно убит в крепости в 1718 году). В 1790-х годах в крепости содержался А. Н. Радищев, автор книги «Путешествие из Петербурга в Москву».

С 1924 года крепость стала музеем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Появляется слайд с автобусом

 

 

 

 

 

Персонажи 1 и 2 просят несколько человек сесть ближе к сцене — имитируют автобус (именно для этой группы людей, в основном, и ведется дальнейшая экскурсия)

 

звук автобуса

 

 

Снимки Университетской набережной, Невы (автор Сапровская Ника, Гуцал Мария)

 

 

 

 

 

 

 

Экскурсанты отвечают

 

 

слайд — Исаакиевский собор (Автор Строганова Екатерина)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос в зал — какой собор является в нашем городе кафедральным?

(Казанский собор + фото Новожиловой Марины)

слайд — Спас на Крови (фото Гуцал Марии)

 

 

Работа с залом — Почему собор носит такое название?

 

 

 

 

 

 

 

 

Какой собор в России очень похож на Спас-на Крови? (Собор Василия Блаженного в Москве)

 

 

(Фото Гуцал Марии, Сапровской Ники)

 

 

Работа с залом:

  1. Дорогие экскурсанты, кто был архитектором Зимнего Дворца?

  2. Какое второе название Зимнего Дворца?

  3. Сколько зданий Эрмитажа вы можете назвать?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Фото Кирилловой Яны)

 

В каком архитектурном стиле выполнено здание?

(Классицизм — желтый и белый цвета)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Фото Кирилловой Яны)

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с залом:

Господа, знаете ли вы, о ком идет речь? Кем приходится Алексей Петру I? (сыном)

Второй блок экскурсии. «Душа города».

 

2) Персонажи №3-7:

Рубашка в клетку у меня
Очки усы и прочая фигня.
Фоткаю я в инстаграм
Свою еду и всякий хлам!
Всегда ношу с собой блокнот —
Там список всех моих забот.
Шаблонный Питер не для нас
И трафареты общих фраз!
ТИПИЧНЫЙ
Питер мы сотрем —
Изменим город в сознании твоем!
Мы душу Питера откроем вам
И небо цвета серых гамм,
Дворы-колодцы... все для вас
ПОКАЖЕТ
вам 9 класс!

 

Персонаж №3. Как вы уже могли догадаться, наш маршрут — пешеходный! Мы против машин! Мы покажем вам город совсем другим — нестандартным! Те места, в которых вы побываете, не блещут чистыми фасадами домов, цветочными клумбами, и в них редко забредают туристы. Но именно такой Петербург раскроет вам свою ДУШУ и свои тайны!

 

Персонаж №4. Первая наша с вами остановка — 18 и 20-я линии Васильевского острова. Какой же город без великих идей? Вы знаете, откуда на нашем чудесном острове появились линии?

 

 

 

Персонаж №5. Был в Петербурге один чудесный писатель — Вадим Шефнер. Он всю жизнь прожил на Васильевском острове и очень его любил. У него есть повесть «Сестра печали», в которой главный герой — чудак — все свободное время бродит по нашему острову и придумывает безымянным улицам названия.

Так, Большой проспект у него называется «проспект ЗНД»

 

(то есть «замечательных недоступных девушек» - герой был человеком очень скромным и стеснительным, ему хотелось познакомиться с хорошенькими девушками, которые гуляли про этому проспекту; но ему казалось, что они были совершенно недоступными)

 

 

 

 

Персонаж №6.

ответ на вопрос: 17 линия ведет ко входу на Смоленское кладбище, именно поэтому герой называет ее «похоронной» (раньше по ней проходили похоронные процессии).

 

 

 

Персонаж №3. Однажды герой влюбился — и вот как это изменило для него город: «Она сказала мне, на какой улице она живет. Эта линия у меня еще не переименована, у нее только официальный номер. Теперь я дам ей название, раз там живет эта девушка. Подарю ей эту линию - мне не жалко. Пусть у нее будет своя улица, ведь никто об этом не узнает, даже сама Леля. Но как назвать? Лелина линия? Нет, это что-то не то. Лучше всего без упоминаний имени, пусть оно только подразумевается. Постановляю! Эта линия называется теперь так: Симпатичная линия!»

 

 

Персонаж №4. Вторая остановка — двор-колодец.

 

Дворы-колодцы — это особый тип дворов, при котором он полностью окружён домом. Сверху такой тип строения зданий напоминает колодец.

 

 

 

 

Персонаж №5. Третья остановка — набережная Лейтенанта Шмидта.

Набережная строилась, как порт. Первые здания возникли там в начале XVIII века. Первоначальная «ступенчатая застройка» сохранила свои пропорции до сих пор.

 

Давайте придумаем новое название набережной? С чем она у вас ассоциируется?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Персонаж №6. Крыши Петербурга.

С крыш петербугских домов открываются красивейшие виды на город. Оттуда видно всех и всё. Узнаете ли вы знакомые знания?

 

Завершение экскурсии.

Пожалуй, на сегодня нашу небольшую прогулку пора заканчивать! Мы были рады вашему участию, нам приятно видеть так много людей, интересующихся историей и тайнами нашего города! Помните, что Петербург — место волшебное, перемешивающее историю с мифом, литературу с реальностью... Тут можно встретить своего двойника, разгуливающий по Невскому проспекту Нос, обезуметь от желтого цвета домов, испугаться «Кумира на бронзовом коне», бесконечно восхищаться городом с высот его крыш и находить прелести в обыденностях.

Мы очень любим наш город и обязательно найдем еще много удивительного, о чем стоит рассказать!

Раздаются громкие звонки, гудки, появляются девочки в рубашках, в модных очках, с фотоаппаратами, книгами, одна — на самокате. Выкрикивают стих под музыку из фильма «Питер FM».

 

 

 

 

 

 

 

 

(звук — «вокализ»)

 

 

 

 

 

 

(Фото Сапровской Ники)

2-ой персонаж работает со зрителями, обсуждение истории петровского времени, неосуществленного плана города, нынешнего состояния линий В. О.

 

 

 

 

 

 

 

3-ий персонаж

работает с залом - как расшифровывается «ЗНД»? («Проспект замечательных недоступных девушек»)

 

 

3-ий персонаж

А как вы думаете, что за название придумал герой для 17-й линии?

Куда ведет эта линия?

 

(Фото Новожиловой Марины)

 

 

 

 

Слайд с текстом

 

 

Персонаж №3

работа с залом

что такое двор-колодец?

 

 

 

 

 

(Фото Яковлевой Юлии)

 

Текст презентации — отрывки произведений Ф. М. Достоевского (фото — желтые дома — Сапровской Ники)

 

 

(Фото Гуцал Марии, Яковлевой Юлии, Кирилловой Яны, Сапровской Ники, Дувакиной Виктории)

 

Работа с залом: придумать новое название набережной (спросить жюри — они должны помнить набережную во время перестройки, когда она была «кладбищем кораблей» - соответственно, могут придумать ей названия «корабельная», «набережная утонувших кораблей» и тп; если нет — намекнуть, подсказать.

 

Слайд с капеллой (фото Яковлевой Юлии)

Задание для зала — угадать место, откуда снято и дом, который снят.

 

Заключение

На создание этой виртуальной экскурсии было потрачено много времени и сил. В настоящей работе был представлен только сжатый сценарий; в его содержание входил также анализ отрывков литературных произведений о городе разного времени, отраженный в презентации, но опущенный нами здесь (причина — весомый объем материла). В итоге нам удалось объединить большое количество учащихся разного возраста — от начальной школы до десятого класса, увлечь всех процессом создания сначала выставки, а затем — самой экскурсии.

Работу мы разделили на пять этапов:

  1. Сбор фотографий;
  2. Подбор дополнительного материала к ним: музыка, цитаты, исторические справки;
  3. Соединение имеющегося материала с главными темами – «Лицо города» и «Душа города»;
  4. Разработка сценария;
  5. Презентация готовой работы в форме виртуальной экскурсии для разновозрастной аудитории.

Для того, чтобы собрать как можно больше фотографий, мы рассказали про проект почти всей школе. Откликнулись многие. К нам приходили малыши из начальной школы, с которыми иногда было нелегко работать. Но, благодаря тому, что мы заранее составили презентацию, в которой объяснялось, какие фотографии нас интересуют, от детей мы получили весомое количество качественного материала. Кто-то приносил свои старые снимки, а кто-то специально пошел гулять по Петербургу с фотоаппаратом. Часть этих фотографий попала в итоговую презентацию, потому что идеально подошла к нашему сценарию, остальные стали частью настенной выставки, сопутствующей нашей экскурсии. Ко всем снимкам прилагался материал с цитатами или историческими справками.

Для итоговой презентации был придуман особый сценарий, в котором сопоставлялись два разных Петербурга, для нестандартного города мы даже написали стихотворение, музыка для него тоже была подобрана неслучайная (это саундтрек к фильму «ПитерFM”, который может быть назван одной из самых «питерских» современных кинолент).

Итоговая презентация была показана на проектной конференции в нашей школе (мы уже несколько лет участвуем в проекте «Арт-лаборатория»).

В ходе этой работы мы обрели огромный опыт в подготовке подобных мероприятий, научились объяснять людям, что от них требуется, а это иногда бывает весьма непросто, смогли собрать много материала и соединить все это в единое целое. Наша экскурсия также была позже показана на уроке седьмому классу.

Сценарий, который представлен в этой работе – лишь макет, являющийся своего рода шаблоном, на основе которого можно будет создавать новые экскурсии подобного плана.

Используемая литература
  • В. С. Шефнер «Сестра печали»
  • Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»
  • А. В. Даринский, В. И. Старцев «История Санкт-Петербурга»
  • Бастарева Л. И., Сидорова В. И. «Петропавловская крепость»
  • Г. П. Бутиков, Г. А. Хвостова «Исаакиевский собор»
  • Г. П. Бутиков Музей-памятник «Спас на крови»
  • А. П. Крюковских «Петербургские храмы»
  • Г. Ю. Никитенко В. Д. Соболь «Василеостровский район. Энциклопедия улиц Санкт-Петербурга»
  • http://www.citywalls.ru
  • http://www.hermitagemuseum.org
  • http://www.livelib.ru/author/24918 
  • http://s-pb.in

«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: