Тарелка "Комиссар" с надписью: "Площадь Урицкого"
Исполнитель росписи Е. А. Якимовская. 1922
- Фарфор, роспись надглазурная, золочение. Дм. 35
- СФ-1078
Пост. в 1962 через ЭЗК ГРМ
- Экспонирование Корпус Бенуа, Зал 91 Открыть панораму зала в виртуальном туре
- Период Первая половина XX века
- Бытовой жанр, Пейзаж
- Поделиться
А. Щекатихина-Потоцкая, приглашенная в начале 1918 на Государственный фарфоровый завод, принимала самое активное участие в создании агитационного фарфора. Большие запасы нерасписанных изделий на заводе было решено использовать как средство революционной агитации. В отличие от геометризированного приверженца авангардной пластики С. Чехонина, художницу больше увлекали фольклорные мотивы. Традиции древнерусской живописи и народного искусства, воспринятые Щекатихиной еще в детстве (дед – иконописец, бабка – вышивальщица) и осваивавшиеся в годы обучения, в полной мере дали о себе знать в работах мастера. В росписи декоративных тарелок и блюд она стремилась соединить революционную идею с народными и современными эстетическими представлениями. Ее росписи проникнуты духом русского праздника и выполнены в ярком и красочном "мирискусническом" стиле. Устойчивые формы, идущие от крестьянского искусства, потеряли у Щекатихиной свою симметрию и уравновешенность, приобрели черты экспрессии и гротеска. Революционные лозунги, надписи под искусной кистью художника превращались в стихийную красочность, композиционную свободу живописно-графического декора, создавая безудержное праздничное веселье.