Коллекция Государственного Русского музея

Евангелие тетр, напрестольное

Москва. Печатный двор. 1689


Евангелие напечатано на александрийском целом листе ограниченным тиражом в 150 экземпляров. Все страницы обрамлены гравированными рамками из растительных и геометрических мотивов. Тексты каждого Евангелия предваряют гравюры с изображением евангелистов, окаймленные орнаментальными рамками, в верхней части которых находятся изображения их символов.

Оклад выполнен из серебра и золота. Оформление верхней и нижней крышек идентично и различается только подбором сюжетных композиций. Основа верхней части оклада ― гладкий серебряный лист, на котором укреплены 15 рельефно-чеканных дробниц со следующим расположением композиций: в центре ― восьмиугольная пластина с изображением воскресшего Христа, по углам ― квадратные наугольники с фигурами пишущих евангелистов и их символов, на верхнем и нижнем полях, между наугольниками — композиции «Господь Саваоф» и «Положение во гроб». Пластины выполнены из золота, расписаны прозрачной и глухой цветной эмалями. Вокруг основной центральной пластины размещены восемь круглых серебряных дробниц в форме медальонов, изображающие события первых дней Воскресения. Все дробницы, кроме центральной, снабжены пояснительными надписями. Нижняя крышка Евангелия имеет аналогичное количество, форму и расположение дробниц, но с другими композициями: в центре — Распятие с предстоящими и конный воин, пробивающий копьем тело распятого; по углам ― четыре архангела: Гавриил, Рафаил, Егудиил и Салафиил; в верхней и нижней части, между наугольниками, — «Тайная вечеря» и «Снятие со креста», в медальонах вокруг средника — композиции со Страстями Христовыми. Все дробницы выполнены из серебра. Обе крышки оклада имеют обрамление в виде двухрядной рамки, по углам нижней крышки высокорельефные изображения херувимов и серафимов, служащие маленькими ножками-подставками. На серебряном корешке закреплено восемь овальных серебряных рельефно-чеканных дробниц с изображениями Крестного пути Христа, также имеющих поясняющие надписи. Убранство оклада Евангелия подчинено продуманной композиции развернутого изложения евангельских событий Страстного цикла и последующих за Воскресением событий. Прочтение этого своеобразного повествования начинается на нижней крышке оклада в его верхней части, с изображения Тайной вечери, затем переходит на сцены восьми медальонов, где представлены события с именующими надписями: «Моление чаши», «Предание Июдино», «Приведение к Коитфе», «В темнице ругание ИС», «Бичевание у столпа», «Возложение тернового венца»; следующая композиция ― эпизод осуждения на смерть ― не имеет надписи; последний медальон — «Водружение креста». Медальоны расположены вокруг центральной дробницы с кульминационной сценой Распятия. Повествование в этой части оклада заканчивается размещенной внизу, между наугольниками, композицией «Снятие со креста», которая сюжетно связывается с «Положением во гроб», имеющим такое же расположение на верхней крышке Евангелия.

Смысловой центр верхней части оклада ― дробница с изображением Воскресения Христова, вокруг которого в медальонах отражены последовавшие за ним события. Описание утра первого дня недели в канонических Евангелиях расходятся. Евангелисты называют разных персонажей и указывают разное их число, тем самым дополняя друг друга и воссоздавая общую последовательность. Об этих событиях повествуют четыре медальона с сопроводительными надписями, соответствующие текстам всех четырех Евангелий: «Явися ангел мироносицам», «Петр, Иоанн видя ризы едины лежащия», «Явися два ангела мироносицам» и «Явися ИС мироносицам». В следующих двух медальонах отражены эпизоды явления Иисуса двум ученикам на пути в Эммаус и уверение Фомы: «Явися ИС Луце и Клеопе» и «Фомино уверение». Заканчивается повествование в верхнем медальоне Вознесением Господним. Среди помещенных вокруг средника изображений одно не находит описания в канонических Евангелиях и характерно только для западноевропейской традиции. Это явление Иисуса Христа Богоматери: «Явися ИС Богородице». Существуют разные мнения и трактовки этого сюжета, который появился в западноевропейской живописи в начале XIV века.

Сюжетные композиции верхней и нижней крышек оклада носят антитезный характер, придавая большую эмоциональность и выразительность всему убранству Евангелия. Противопоставление изображений, повествующих о последних часах земной жизни Спасителя и его Воскресении, подчеркивает основную доктрину христианства — торжество жизни над смертью.

Изображения на корешке выделяются в самостоятельное сюжетное повествование о Крестном пути Христа. В семи клеймах (одно из восьми пустое) помещены «Взятие Иисусово», «Июда поверже сребреники», «Несение креста», «Восприяти креста», «Изнеможение от креста» и изображение святой Марии Магдалины с платом в руках. Воспроизведение этих эпизодов связано с воздействием католической традиции, в которой существует особая служба «Крестного пути» с 14 стояниями, воссоздающая в памяти верующих важнейшие моменты Христовых страданий.

Золоченый, с тиснением срез кодекса скрепляют две застежки в форме литых фигурок апостолов Петра и Павла. В руках у каждого развернутые свитки с текстами: «Благодать вам и мир да умножится» и «Слово же крестное погибающим убо юродство есть».

В убранстве оклада отражается сильное влияние западноевропейских образцов, которое чувствуется не только в стилистике изображений, но и в выборе сюжетов. Некоторые композиции не имеют аналогий в русской иконографии. Оклад выполнен в сравнительно сдержанном оформлении. Золотые с эмалью дробницы на верхней крышке лишь выделяют самые важные моменты общего убранства. Чеканка объемна, но не имеет такого высокого рельефа, какой существовал на протяжении всего XVII столетия в декоре прикладных вещей. В то же время внушительный размер, наполненность всего пространства гладкого серебряного листа композиционными, низко-рельефными дробницами с тщательной проработкой мельчайших деталей, минимальное применение золота и ярких красок эмалей придают окладу Евангелия особую строгую торжественность, лишенную вычурности и перегруженности.

А. А. Макарова // Осень русского Средневековья. СПб. 2018. С. 126.

Бумага; ксилография, печать, тиснение
Переплет: доски, ткань
Оклад — первая четверть XVIII века. Мастерские Московского Кремля. Золото, серебро; ковка, чеканка, литье, гравировка, расписная эмаль.

Рест. в 2018 в ГРМ Д. В. Красильниковым.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: