Коллекция Государственного Русского музея


Мужчина с котом


Гротескная картина, проявление «смеховой» традиции народного искусства, которая смыкается с магистральной линией развития живописи в XVIII веке. Возможно, это произведение привезено из Западной Европы, но не исключено и то, что оно создано в России. Яркое описание картины встречается в исследовании Я. В. Брука, который считал, что ее бытование «становится понятным в контексте русской культуры 1750–1760-х годов, в кругу "запретных“ сочинений И. С. Баркова, "ирои-комических“ поэм В. И. Майкова, изобилующих вульгаризмами, употребленными намеренно. Это своего рода "низкий штиль“, бурлеск в живописи и в то же время — одно из многих соприкосновений русского XVIII века с голландско-фламандской жанровой картиной. Изображен дикий чернявый мужик с котом на руках; охально улыбаясь, он демонстрирует зрителю котово подхвостье, пальцы правой руки при этом сложены в кукиш» (Брук. С. 126–129). Технологические исследования, проведенные в ГРМ в 1976, позволили датировать картину концом XVII — началом XVIII века и установить, что первоначально она была овального формата и до прямоугольника дополнена позднее. Добавленные куски холста загрунтованы красно-коричневой охрой с крупными включениями кварцита. По предположению С. В. Римской-Корсаковой, картина была реставрирована в первой половине XVIII века (в России?) и, вероятно, является произведением западноевропейского художника, не исключена его принадлежность к кругу «россики» (Брук. С. 248–249).


  • АФК «Система»
  • МТС
  • БФ «Система»