Коллекция Государственного Русского музея


Великая княгиня Александра Николаевна в образе Богоматери (?) (икона)

После 1844


Картина сочетает характерные индивидуальные иконографические черты в образе с его иконной трактовкой. Образ Богоматери определенно иконографически близок типу, сочиненному в 1830-х Ф. А. Бруни. Известно, что на создание нескольких изображений «Богоматери с Младенцем» художника вдохновила его возлюбленная и впоследствии жена Анжелика (Анжелика Антоновна) Серни, идеализированные черты которой он придал Деве Марии. Бруни неоднократно повторял и варьировал образ, который пользовался большой популярностью, что в свою очередь породило подражателей, использовавших тип, сочиненный Бруни, в собственных композициях. При поступлении в ГРМ из Царского Села картина сопровождалась легендой о том, что на ней в образе Богоматери изображена дочь императора Николая I, великая княгиня Александра. Вероятно, икона выполнена в память трагической утраты императорской семьи, произошедшей 29 июля 1844 года в Царском Селе. Отсюда предполагаемая датировка картины. Всеми любимая великая княгиня, родив младенца, погибшего через несколько дней, покинула мир в неполные двадцать лет, и чувство сострадания и сочувствия этому горю подвигло ряд художников и литераторов на создание произведений, которые посвящались памяти Александры Николаевны и преподносились императору как знак соболезнования. Весьма возможно, что дальнейшее исследование позволит основательно приписать картину кисти самого Ф. А. Бруни.

Н. Х. Неизвестный художник. СПб, 2012. С. 196.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: