Коллекция Государственного Русского музея

Около 1730-?

Вид Красной площади в Москве

1795

  • Холст, масло. 75 х 140
  • Ж-6308

  • Пост. в 1931 из Александровского дворца-музея, Детское (Царское) Село, ранее – Аничковский дворец, Петербург


Сложившийся в 1780-е годы ансамбль, автором которого предположительно считают Джакомо Кваренги, изображен Делабартом с юга на север. Существенно, что за пределами картины оставлены Лобное место и Покровский собор: Делабарт видит Красную площадь не как исторический памятник, но как центр обновляемой Москвы, единственный в екатерининскую пору ансамбль, завершенный по канонам классицизма. Он пишет лишь центральную часть площади, своего рода «площадь в площади». Старые одноэтажные торговые ряды напротив Кремлевской стены надстроены и получили представительный фасад в виде сплошной двухэтажной аркады с десятиколонным портиком посредине. С противоположной стороны, у Кремля, возведен симметричный корпус — Новые торговые ряды, имевшие по центру проход к Кремлю, сквозь который с площади раскрывался вид на Сенат. В глубине полотна — старый архитектурный комплекс у Воскресенских ворот. Слева и справа его фланкируют одинаковые небольшие корпуса с двухэтажными аркадами. Красная площадь еще не замощена (к замостке приступили в 1796 году), но уже освещена поставленными в ряд масляными фонарями на чугунных столбах.

Существование этого ансамбля оказалось недолгим: после пожара 1812 года на месте Новых рядов появился бульвар вдоль Кремлевской стены, а Старые ряды были реконструированы по проекту О. И. Бове и получили ампирную обработку, они были вновь перестроены в 1890–1896 годах по проекту архитектора А. Н. Померанцева. С 1923 года в здании расположен Государственный Универсальный магазин (ГУМ). 

За торговыми рядами виднеются Сенатская и Никольская башни, в центре – Воскресенские ворота и здание Главной аптеки, с 1766 года занятого под библиотеку Московского Университета.

По обеим сторонам площади изображены здания торговых рядов. Справа – одноэтажные торговые ряды, названные «Старыми», когда перед стенами Кремля были возведены аналогичные ряды, получившие название «Новых». 

В серии картин Жерара Делабарта можно увидеть немало женских костюмов.  Один из персонажей его картины «Вид Красной площади в Москве» – невысокая женщина в дорогой одежде – шелковом сарафане, душегрее, отделанной галуном, в широком кокошнике и голубом шелковом платке. Платок сложен углом и наброшен на кокошник, но не заколот под подбородком, а закреплен миниатюрным нарядным бантиком, оформленным как объемная розетка.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: