Коллекция Государственного Русского музея

(1776, ? – 10.09.1851, Санкт-Петербург)

Истязание Спасителя

1814

  • Холст, масло. 260 х 207
  • Ж- 3325

  • Пост.: в 1897 из ИЭ; ранее (1820–1850) – в ИАХ; ранее – у автора


За чистоту стиля, классицистичность, ясность композиции работ Алексея Егорова, современники прозвали художника "русским Рафаэлем". Этому произведению предшествовали многочисленные подготовительные рисунки и этюды. Работа входит в Страстной цикл, основанный на заключительных частях Евангелия, повествующих о последних днях земной жизни Иисуса Христа, Его жертвенной смерти и страданиях (страстях) на кресте: от Тайной вечери с учениками до "Положения во гроб" и "Воскресения". Композиция "Истязание Спасителя" предельно лаконична. Художник выдвинул группу Христа и палачей на первый план: подобное построение и тональное решение делают картину похожей на барельеф, что характерно для живописи высокого классицизма. Современники воспринимали картину как эталон академического искусства. Профессор анатомии И. В. Буяльский, любивший демонстрировать своим ученикам анатомические погрешности на статуях и картинах, говорил о работе Егорова: «Вот единственная картина, в которой нет ни единой ошибки».

В 1814 картина экспонировалась на выставке в Императорской Академии художеств, в 1820 по инициативе президента Академии А. Н. Оленина куплена у художника. С 1850 экспонировалась в залах русской школы живописи Императорского Эрмитажа. В этом же году знаменитый гравер Ф. И. Иордан обратился в Совет Академии Художеств с просьбой разрешить ему выгравировать эту картину, которую относил к «замечательнейшим новым творениям в искусстве».


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: