Коллекция Государственного Русского музея

1782, Мыза Нежинская Ораниенбаумского уезда Санкт-Петербургской губ. – 1836, Рим

Портрет Е. С. Авдулиной

1822–1823

  • Холст, масло. 81 x 64,3
  • Ж-5138

  • Пост. в 1918 из собр. Е. М. Терещенко, где находился с 1906 (Петроград); ранее - в собр. Б. И. Ханенко (Киев)


Портрет завершил собою ряд произведений, исполненных Кипренским во время первой поездки за границу (18161823). Его смело можно отнести к числу наиболее блистательных изображений в русском искусстве первой половины XIX века.

Екатерина Сергеевна Авдулина (1788–1832), урожденная Яковлева, дочь действительного статского советника и кавалера нескольких орденов, жена генерал-майора лейб-гвардии Кавалергардского полка, члена Общества поощрения художников А. Н. Авдулина. Богатая светская женщина, она давала в Санкт-Петербурге балы, на которых бывал и А. С. Пушкин.

Одухотворенный облик модели, болезненное с тонкими чертами лицо, увядающий хрупкий гиацинт на окне, изысканность всего художественного строя полотна заставляли современников сравнивать его с работами Леонардо да Винчи. Созданный в Париже, он действительно выдает влияние хранящейся в Лувре "Моны Лизы". Современники отмечали исключительное мастерство отделки деталей. "Портрет весьма окончен, руки написаны и нарисованы прекрасно, черное шелковое платье, желтая турецкая шаль исполнены с чрезвычайным отчетом", – писал В. И. Григорович, секретарь Общества поощрения художников. Полный мечтательной грусти портрет типичен для периода расцвета творчества художника. Наряду со знаменитым прижизненным портретом А. С. Пушкина относится к шедеврам его искусства.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: