Коллекция Государственного Русского музея


Летний дворец со стороны Летнего сада в Петербурге

  • Третья четверть XVIII века
  • Холст, масло
  • 72 х 117
  • Ж-4922
  • Пост.: в 1930 году из Государственного Эрмитажа

К середине XVIII века относится появление в русском искусстве произведений пейзажной живописи. Возникновение нового жанра, подобно портрету, наиболее связанному с натурой, было во многом обусловлено развитием русского градостроительства. Им объясняется абсолютное преобладание в эту пору именно городского пейзажа, и, в первую очередь, изображений новой столицы. Большую роль в объективно верной и образно впечатляющей фиксации видов Петербурга сыграли рисунки М. И. Махаева, исполненные им в основном в течение 1748‑1751 годов. Рисунки были гравированы и уже в таком виде послужили образцом для живописных полотен. К числу их принадлежит и «Проспект Летнего дома», исполненный по гравюре на меди А. Грекова. Автор «Проспекта» — искусный живописец, имя которого, к сожалению, остается неизвестным. О свободном владении кистью можно судить по виртуозности, с которой художник передает детали архитектурного декора или позы и одежды людей, запечатленных на картине.

«Проспект Летнего дома» интересен еще и тем, что является единственным «документом» (в совокупности с рисунком М. Махаева и гравюрой), сохранившим для нас изображение великолепного дворца, построенного архитектором Б. Растрелли в 1741—1744 годах для императрицы Елизаветы. Зодчий в описании созданных им построек так говорил о нём: «Это здание имело более 160 апартаментов, включая сюда и церковь, зал и галереи. Всё было украшено зеркалами и богатой скульптурой, равно как и новый сад, украшенный прекрасными фонтанами, с Эрмитажем, построенным на уровне первого этажа, окружённого богатыми трельяжами, все украшения которых были позолочены». Деревянный дворец стоял обращенный северной стороной к Летнему саду, от которого был отделен рекой Мойкой, впадающей здесь в Фонтанку. Перед дворцом разбит партерный сад, вдоль балюстрад расставлены лавры и тисы. Справа на картине видна Рождественская церковь с колокольней. Ее заменил в начале XIX века Казанский собор — творение А. Н. Воронихина.

Елизавета Петровна очень любила Летний дворец. В конце апреля — начале мая (как позволяла погода) торжественный переезд императрицы из зимней резиденции оформлялся пышным церемониалом с участием двора, оркестра, полков гвардии под артиллерийский салют пушки. В обратный путь царица отправлялась в последних числах сентября с теми же церемониями.

20 сентября 1754 в стенах дворца рождается будущий император Павел I. После смерти царицы дворец по-прежнему используется: здесь празднуется заключение мира с Пруссией. В тронном зале Екатерина II принимает поздравления от иностранных послов по случаю восшествия на престол. Однако с течением времени владелица начинает отдавать предпочтение другим летним резиденциям, особенно Царскому Селу, и здание ветшает. Сначала его отводят под жительство Г. Орлову, затем Г. Потёмкину. В феврале 1796 «за ветхостью» елизаветинское жилище сломали и приступили к возведению новой императорской резиденции — Михайловского замка.


  • АФК «Система»
  • МТС
  • БФ «Система»