Коллекция Государственного Русского музея

1699, Москва –1761, Санкт-Петербург

Портрет С. Э. Фермор

  • 1749/1750 (?)
  • Холст, масло
  • 138 x 114,5
  • Ж-4914
  • Пост. в 1907 от Н.П.Альбрехт

В течение многих лет Вишняков возглавлял «живописную команду» Канцелярии от строений, государственного учреждения, которое ведало в XVIII столетии строительными работами и декоративным убранством дворцов и церквей Петербурга и его пригородов. В должности мастера «живописной команды» Вишняков исполнял церковные образа, декорации для придворного театра, плафоны и росписи. Произведений Вишнякова почти не сохранилось. Портреты детей Фермор — одни из немногих дошедших до нас работ художника. С 1746 по 1757 год Виллим Фермор, заведуя Канцелярией от строений, должен был часто иметь дело по службе с главою «живописной команды» Вишняковым и мог заказать ему портреты своих детей.

Сарра-Элеонора Фермор (1740 – между 1805 и 1824) – дочь шотландского дворянина на русской службе, генерала графа В.В. Фермора, начальника Канцелярии от строений. С 1765 – замужем за графом Стенбоком. Согласно обычаям того времени, Сарра изображена как взрослая девушка, в торжественной позе и наряде придворной дамы, соответственно высокому положению ее семьи. Фон с тяжелой драпировкой, колонной и балюстрадой типичен для официального парадного портрета. Некоторая неловкость и скованность движений, напряженность позы не мешают созданию живого, поэтичного и трогательного образа девочки-подростка. Стилистически изображение выдержано в духе рококо, господствовавшего при елизаветинском дворе.


  • АФК «Система»
  • МТС
  • БФ «Система»