Коллекция Государственного Русского музея

1832, Елабуга – 1898, Санкт-Петербург

Зима

1890


На рубеже 1880-1890-x Шишкин обратился к сравнительно редкой для него теме зимнего оцепенения природы, поставив в картине трудную задачу передачи чуть заметных рефлексов в почти монохромной живописи. Все сковано морозом и погружено в тень. В глубине луч солнца осветил полянку, слегка окрасив ее в розоватый тон. От этого снег кажется еще голубее. Лишь темнеющие на его фоне мощные стволы огромных деревьев да птица на ветке привносят ощущение жизни. Автор использует выразительность линейных ритмов, силуэтов, добивается архитектонического композиционного построения, создавая монументальный собирательный образ. Картина полна эпического звучания. Художник сделал несколько вариантов картины и множество рисунков, которые он штудировал прямо в лесу.

Русский музей. От иконы до современности. 2005. С. 215.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: