Коллекция Государственного Русского музея

1889, Венден (ныне Цесис) Лифляндской губернии – 1938, Москва

Ужин

1915

  • Холст, масло. 130 x 143
  • ЖБ-1720

  • Пост. в 1929 из Государственной Третьяковской галереи


События Первой мировой войны привели к появлению массовой волны беженцев. В числе беженцев из Латвии был Александр Древин, весной 1915 года прибывший в Москву. Он быстро влился в столичную жизнь, вступил в объединение «Бубновый валет», участвовал в благотворительных выставках. Потрясенный увиденным горем и страданиями, которые обрушила на людей война, художник понял, какой мощной силой может и должно стать искусство, как много чувств и впечатлений, непередаваемых словами, может оно воплотить.
В 1915–1917 годах Древин создал серию картин «Беженки». Образы женщин на картине «Ужин» лишены какой-либо натурной детализации, доведены до лаконичной выразительности знака. Фигуры и черты их лиц крайне упрощены, приближены к геометризму. Словно с утратой отечества женщины потеряли свою индивидуальность, забыли свое имя. Пустая посуда, стоящая на столе, напоминает о голоде и лишениях периода Первой мировой. Состояние потерянности и безысходности подчеркнуто аскетизмом цветовых созвучий (коричных, охристых, холодных синих), передающих чувства человека с оборванными корнями, неприкаянного, одинокого – человека, для которого исчезло многоцветие солнечного мира и вселенная погрузилась в сумрак.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: