Коллекция Государственного Русского музея

1882/3, Москва – 1941, Ленинград

Козел

  • 1920-е
  • Холст, масло
  • 80 x 62
  • Ж-9599
  • Пост.: 1978, дар Е. Н. Глебовой, сестры художника, Ленинград

Произведение представляет пример многочисленных воплощений аналитического метода П. Филонова. Своим принципом художник избрал следование природе. Он утверждал метод, по которому живописец и рисовальщик должен "проращивать" свои изображения, подобно тому, как из зерна вырастает цветок. Художник считал также, что в любом объекте есть видимое и невидимое. Изображение невидимого и есть, по теории П. Филонова, одна из задач художника. Именно ее он воплощает в композиции "Козел", где объем живописного растворен в пульсирующей материи.

 «Козел» — картина, в которой нашли отражение все представления мастера о каноне и законе, «глазе видящем» и «глазе знающем», о сделанности и аналитическом методе. «Глаз знающий» выявляет скрытые, невидимые биологические процессы, органическое саморазвитие формы рождает новую пластическую структуру, из которой то ли проступает, то ли в ней исчезает, подобно чеширскому коту, контур козла, точнее по-филоновски — «формула козла».


  • АФК «Система»
  • МТС
  • БФ «Система»