Коллекция Государственного Русского музея

1881, д. Нагаево Тульской губ. – 1962, Париж

Прачки

1911


Полотно принадлежит к числу самых совершенных творений Гончаровой на стадии неопримитивизма. В них сюжеты из жизни простых людей лишились традиционных для русской живописи социальных оценок. Художница питала интерес к „от века“ повторяющимся занятиям женщин — жатве, сбору урожая, белению холста, стирке белья и так далее.

Лишенные пространной повествовательности и „вневременные“, эти сцены с их самоуглубленными, как бы священнодействующими героинями воспринимаются как своеобразный, идущий из древности торжественный ритуал. Этому ощущению способствуют и сдержанный колорит, и утяжеленность намеренно „упрощенных“ форм рук, ног, фигур персонажей. В подобной стилистике исследователи творчества Наталии Гончаровой порой усматривают влияние „таитянских“ полотен Поля Гогена. Между тем она отражает увлечение художницы русским лубком и архаической пластикой древних народов — „каменными бабами“, которых и в середине ХХ века еще находили в степях южной России.

Русский музей. От иконы до современности. 2005. С. 296.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: