Коллекция Государственного Русского музея

1866, Москва – 1944, Нейи-сюр-Сен, Франция

Сумеречное

1917


Для Василия Кандинского 1916–1917 годы – время внутренней раздвоенности, свидетельствующей о состоянии кризиса. Художник создает беспредметные работы, полные душевного смятения и беспокойства. В работах 1917 года исчезает магия цвета – прежний «хор красок» не может выразить «смутные» переживания автора.

Произведение относится к зрелому периоду творчества художника и было написано в Москве, где Кандинский жил после возвращения из Германии в начале Первой мировой войны. Название полотна призвано подчеркнуть безмерную широту мира ассоциаций, образов, ощущений, рождаемых в процессе творчества. Содержанием картины является "высвобождение" энергии движения, цвета, линии из области разумного, осознанного, поиски в области подсознательного, интуитивного. Художник писал: "Эти внутренние созревания не поддаются наблюдению: они таинственны и зависят от скрытых причин". 

«Сумеречное» – это уже не отвлеченная «композиция» или «импровизация». Вихри красок, горение живописной «материи» являются здесь выражением душевного напряжения,  мрачных  предчувствий. Трагические ноты слышатся в переплетениях рваных черных линий, образующих каркас композиции. Неспокойный, бурлящий темный фон подобен морскому шторму,  с сильными волнами, все поглощающими и неожиданно выбрасывающими обломки некогда прекрасных жизненных форм. Их столкновение и концентрация в центре картины, цветовая экспрессия создают ощущение симфонического звучания во всей его полноте, силе и мощи. Не сразу прочитываемые, излюбленные художником образы корабля и рыбы в этом контексте становятся символами жертвенности и бесприютности, одиночества художника в окружающей его действительности.

 
Живописец представляет направление "абстрактного экспрессионизма", во многом противоположное другой линии беспредметного искусства – геометрической (К.С. Малевич, П. Мондриан).

 


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: