Бегство фашистов из Новгорода
1944-1946
- Экспонирование Корпус Бенуа, Зал 81 Открыть панораму зала в виртуальном туре
- Период Первая половина XX века
- КатегорияИсторический сюжет
- Поделиться
Художники, объединившиеся в творческий коллектив "Кукрыниксы" еще в 1920-е годы, с начала войны участвовали в создании сатирических плакатов и листовок, а с 1943 года неоднократно выезжали на фронты.
В 1944 Кукрыниксы приехали в освобожденный Советской Армией Новгород, который был оккупирован почти 2,5 года. Страшная картина варварского разрушения предстала перед ними. Израненный, с выбоинами от снарядов стоял Собор Новгородской Софии. Главный православный храм Великого Новгорода, созданный в ХI веке, на протяжении столетий являлся духовным центром Новгородской республики и одним из самых выдающихся памятников древнерусского зодчества. Утвердить незыблемость и вечность творений русского зодчества, бессмертность великой культуры — такую задачу поставили перед собой художники, приступая к созданию картины.
В центре картины высится исполненный трагической красоты собор, рисунок силуэта его чист и ясен. Кругом пылает огонь, по дороге бегут фашисты. Изуродованный ими памятник «Тысячелетие России» словно взывает к отмщению. Софийский собор символически воспринимается как образ несломленной страны и ее людей. Озаренный теплым солнечным светом великий памятник древнего зодчества стоит как богатырь, полный величия и силы, утверждая торжество разума и гуманизма.
По завершенности замысла, яркости воплощения художники П. Н. Крылов, М. В. Куприянов, Н. А. Соколов создали одно из наиболее значительных полотен, посвященных Великой Отечественной войне.