Коллекция Государственного Русского музея

1878, Киев, Украина – 1935, Ленинград

Пейзаж с желтым домом (Зимний пейзаж)

Около 1906


Из автобиографических заметок Малевича известно, что он относил начало своей творческой деятельности к 1898 году и объявлял себя самоучкой. Но с того времени и до 1907 года, когда состоялась первая, подтвержденная документами, экспозиция его работ, он стремился получить, если и не полное, то достаточное, профессиональное образование.

В Киеве, где родился, Малевич посещал рисовальную школу. Переехав в Москву в 1904 году, он занимался в одной из частных художественных студий, пристально всматривался во все новые течения европейского искусства и последовательно осваивал разнообразные художественные концепции.

Самым ранним сознательным, серьезным увлечением Малевича становится импрессионизм. В 1904 году в собрании московского коллекционера Степана Щукина Малевич увидел полотна Клода Моне с видами Руанского собора. Этот момент, названный им «великим событием», художник не забывал никогда. «Впервые я увидел светящиеся отражения голубого неба, ‒ вспоминал он, ‒ написанные чистыми сочными тонами. После этого я стал импрессионистом».

«Пейзаж с желтым домом», написанный в 1906 году, удивителен по тонкости цветовых сочетаний. Он выполнен в пуантелистической манере, основанной на письме раздельными мазками чистой краски в виде точек, которые наносятся на холст в расчете на их оптическое смешение в глазу зрителя. Мимолетный взгляд на произведение фиксирует лишь пестроту цветовых пятен, и только при более внимательном рассматривании формы принимают знакомые очертания, складываются в понятное изображение, не противореча художественной задаче ‒ передать сюжет через цветовые отношения.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: