Коллекция Государственного Русского музея

1878, Хвалынск Саратовской губ. – 1939, Ленинград

Кафе


Другая группа картин, над которыми параллельно с неоклассическими работал Петров-Водкин в Париже в 1906–1908 годах, представляется более непосредственным развитием опыта, накопленного в Московском училище. В основе таких полотен как «Кафе» лежали живые наблюдения. Представленная сценка обыденна, и лишена какой бы то ни было сюжетной завязки – фигуры нескольких парижанок в интерьере одного из модных столичных заведений, наподобие чайного дамского салона под названием Ладюре, открывшегося на Елисейских полях еще в конце XIX века. Художник не отягощает себя исследованием глубин женской души. Он просто любуется своими героинями, как любовался бы цветком, распускающимся под теплыми лучами солнца, или птахой, щебечущей на ветке.

Дамы очаровательны, загадочны и непредсказуемы, праздно скучны и любопытны, кокетливы и непостоянны. Их мир на полотне, простой и изысканный в своей теплой атмосфере, притягивает многих мужчин.

Игорь Северянин признавался:

«Люблю заехать в златополдень на чашку чая в жено-клуб,

Где вкусно сплетничают дамы о светских дрязгах и о ссорах,

Где глупый вправе слыть не глупым, но умный непременно глуп…»,

И все же, среди этого «райского» сада посетительниц кафе, есть одна, которая особо привлекает художника. Она подобна блоковской «Прекрасной Даме». Ее черты органично и легко сливаются в запоминающийся и узнаваемый образ музы Петрова-Водкина – француженки сербского происхождения Марии Иованович, ставшей его любовью и другом на всю жизнь.

 


  • АФК «Система»
  • МТС
  • БФ «Система»