Коллекция Государственного Русского музея

1878, Хвалынск Саратовской губ. – 1939, Ленинград

Негритянка

Этюд для картины «Семья кочевника» (1907, Государственная художественная галерея Республики Чувашия, Чебоксары). 1907


Этюд для картины «Семья кочевника» (1907, Государственная художественная галерея Республики Чувашия, Чебоксары)

Путь к познанию самого себя как художника был для Петрова-Водкина долог и труден. Одним из шагов на этом пути стала поездка в Северную Африку. Он оправился туда из бурлящего художественными страстями Парижа весной 1907 года. Незабываемое путешествие по Алжиру и Тунису, с массой встреч, происшествий были позже описаны им в «Пространстве Эвклида» и поэтической повести «Поездка в Африку».

На основе привезенных из Африки этюдов и эскизов, вернувшись в Париж, Петров-Водкин создал несколько картин. Двумя из них – «Семья кочевников» и «Танец арабов» – он участвовал в парижском Салоне 1908 года.

«Семья кочевника» удивительно перекликается с «Женой короля» Поля Гогена. Но в этюде «Негритянка», хранящемся в Русском музее, гогеновский мотив уходит на второй план. Здесь впервые затронута одна из главных тем Петрова-Водкина – тема материнства. Однако африканская «Мадонна с младенцем» не трактуется им как «икона», скорее, как истукан или идол. Ее архетипичный образ ближе к Еве, нежели к Марии. Это богиня, «великая мать», питающая и дающая.

 «Африканский цикл моих работ писавшие и пишущие обо мне, с легкой руки журнала «Аполлон», определяют как „гогеновский“. Я не боюсь сознаться в любых моих промахах и любых заимствованиях <…>, – но здесь кроется явное недоразумение. Возможно, что Матисс был моим вдохновителем при работе над „Играющими мальчиками“, что у Пикассо я тоже кое-чему научился, но у Гогена я никогда и ничему не учился. Во всяком случае Африка меня отрезвила. Из этой поездки я привез уйму этюдов, зарисовок и начатых картин» (К. С. Петров-Водкин. Путь художника, «Советское искусство», 17 ноября 1936)


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: