Коллекция Государственного Русского музея

1878, Хвалынск Саратовской губ. – 1939, Ленинград

Портрет М. Ф. Петровой-Водкиной


Петрова-Водкина (урожд. Йованович) Мария Федоровна (1885-1960) – жена художника.

Приехав во Францию, Петров-Водкин поселился под Парижем в местечке Фонтоне-о-Роз. У мадам Йованович – хозяйки пансиона, в котором жил художник, было несколько дочерей. В одну из них – Марию-Маргариту (дома её называли Мара) он влюбился и объявил ей: «Мадемуазель, я на вас женюсь!». И добавил, что раз её отца зовут Теодором, значит в России она станет Марией Фёдоровной. Мара ответила, что это самое оригинальное предложение, какое ей приходилось слышать. И хорошо ли подумал мсье, прежде, чем его делать? «Мсье» ответил, что он совсем не думал. Просто его озарило, и он увидел картинку: себя, Мару и их дочь Лёнушку у Исаакиевского собора в Петербурге. Говоря об этом, Кузьма был так убедителен, что девушка дала согласие на брак и тут же принялась учить русский язык...

Портрет Марии Федоровны 1907 года – одна из наиболее сильных парижских работ Петрова-Водкина. Поза, прическа, наклон головы молодой женщины, сидящей на фоне условной символистской картины, так откровенно перекликаются с изображенными на ней женскими силуэтами, что возникает ощущение, что героиня портрета только что случайным, непостижимым образом, проскользнула из этого нематериального художественного мира в мир реальный, обретя и плоть, и индивидуальные черты лица, и неповторимый характер.

В этом полотне с его изысканным колоритом, декоративной и обобщенной формой, сказалось изучение художником искусства Пюви де Шаванна, влиянием которого отмечено несколько картин парижского периода.


  • АФК «Система»
  • МТС
  • БФ «Система»