Коллекция Государственного Русского музея

1878, Хвалынск Саратовской губ. – 1939, Ленинград

Рабочие

1926

  • Холст, масло. 97 х 106,5
  • ЖБ-1256

  • Пост. в 1933 от автора с выставки «Художники РСФСР за 15 лет», Ленинград


Для Петрова-Водкина 1925–1927 годы стали временем настойчивых поисков живописного выражения рабочей темы. Жизнь выступившего на авансцену истории класса живо интересовала теперь художника, в дореволюционные годы видевшего истинно народные черты прежде всего в крестьянстве. Он стремится дать различную трактовку этой темы – от почти символической до сугубо бытовой, сохраняя во всех случаях высокий философский и нравственный уровень критериев.

Художник говорил: «... пишу рабочих (вариантов много). Для чего? Для освоения и уяснения себе человека того времени, тех дней, живущего рядом со мной. Кто же он, который сдвинул страну с мертвой точки? Вот этот анализ событий и поиски типажа и были моей внутренней глубочайшей работой». (Из стенограммы выступления К.С. Петрова-Водкина на творческом самоотчете в ЛОСХ 29.03.1938)

В варианте, принадлежащем Русскому музею, дано прямолинейное решение композиции. Картина изображает четырех рабочих, двое из которых захвачены ожесточенным спором. Создавая обобщенный образ пролетариата, Петров-Водкин намеренно подчеркивает внешнюю грубость, простоту облика своих персонажей. Известно, что первоначально произведение именовалось «Дискуссия» и под этим названием экспонировалось в 1920-е годы на выставках.

 


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: