Коллекция Государственного Русского музея

1880, Москва – 1912, Териоки под Санкт-Петербургом

Цветы и фарфор

1912

  • Холст, масло. 178 х 161
  • Ж-2181

  • Пост.: 1920 из собрания Ж. Л. Румановой


Художник формировался как творческая личность в то время, когда закладывались основы новых эстетических принципов. Он испытал воздействие эстетики «Мира искусства» и быстро пришел к неопримитивизму, острому гротеску, став одной из крупнейших фигур русского предавангарда. В напряженной ситуации переходного времени в среде художественной интеллигенции складывалось особое театральное ощущение мира. Художник разработал особый тип «картины о спектакле», живописного действа, обнажающего иллюзорность искусства как пестрой и хрупкой оболочки зловещего хаоса. "Может статься, — писал А.Эфрос, — что будущие поколения перечеркнут начисто искусство этих лет. Но если только они пожелают приблизиться и понять, что прельщало нас когда-то в нем, тогда, думается мне, путь через Сапунова будет самым коротким, и Сапунов окажется тем самым ключарем, который откроет им дверь в заглохшие сады эстетизма". В праздничной декоративности сапуновского искусства, с ярко выраженным авторским отношением к миру в символической форме воплощен пульс времени. Уже в ранних, импрессионистических вещах Сапунова проявился его талант колориста, представителя „жаждущего красоты поколения“, испытывающего коровинское влияние. И интерес к жанру натюрморта у него возник также под влиянием Коровина. 

В последние два года жизни Сапунов создает серию прекрасных таинственных "синих натюрмортов", которые обладают особой притягательной силой и глубиной эмоционального воздействия. В них создан образ возвышенного идеального бытия, в котором находила успокоение раздвоенная, мятущаяся, больная душа художника. Он достиг такого совершенства и эмоциональной насыщенности в передаче синего цвета, в котором воплотились чувство „сокровенной тайны“, ощущение прикосновения к „стихии чуждой, запредельной“. В натюрморте запечатлен застывший мир вещей, живущих по своим законам, все в нем словно соперничает с природой и естественной гармонией. Расположенный на столе, натюрморт, как будто не имеет точки опоры. Красота, воспарившая над суетой и действительностью, может в любой момент исчезнуть – в этом отразился один из постулатов философии символизма. Известный художественный критик А. Эфрос отмечал, что живопись Сапунова в этих произведениях "стала свидетельствовать о таком надломе жизнеощущения, что нельзя отделаться от впечатления, будто художник, торопливой кистью нанося на картину образы, стонал под тяжестью своих переживаний".

Методические материалы на образовательном портале "Здравствуй, музей".


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: