Коллекция Государственного Русского музея

1830, Москва – 1897, Москва

Вид на Московский Кремль. Весна

1873

  • Холст, масло. 46 х 36,8
  • Ж-2845

  • Пост. в 1935 из ленинградской портовой таможни


Творчество мастера сыграло важную роль в становлении русского реалистического пейзажа. Именно А. К. Саврасову принадлежало важнейшее открытие: непосредственной связи чувств и переживаний человека с миром природы. В обычном, повседневном мотиве художник открыл высокую красоту и передал ее с искренней взволнованностью. Тонкий лирик русского пейзажа А. Саврасов говорил: «Надо у природы учиться. Видеть надо красоту, понять, любить. Если нет любви к природе, то не надо быть художником... Если нет души, ничего не будет и в живописи...». 1870-е, когда создавалась данное полотно, стало временем наивысшего расцвета творчества художника.

В 1871—1875 годах Саврасов жил и работал по большей части в Москве, много работая в поисках новых принципов пейзажа. Саврасовская весна в пейзаже еще полностью не проснувшаяся, она совсем не парадная и таит в себе возможность преображения. Разливающаяся Москва-река с плывущими льдинами подступила к пригорку с чуть проступающей на ней свежей зеленью. На переднем плане – старая изгородь, деревце с чуть краснеющими, набирающими сок почками. А в глубине, за каменным мостом белеют Кремлевские постройки – своеобразная доминанта пейзажа. Голубеющее небо, светлая зеленоватая, медленно текущая река, в которой отражается все окружающее – все это придают тонкий лиризм и трепетность созданному образу природы. Художник наказывал своим ученикам: "Пиши весну так, чтобы жаворонков не было видно, а песни их слышались".


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: