Коллекция онлайн

1862, Уфа – 1942, Москва

На горах

Эскиз. 1896

  • Картон, масло. 40 х 21,5
  • Ж-4338

  • Пост. в 1939 из собр. семьи Н. Н. Дубровского


Ряд картин М. В. Нестерова посвящен жизни в старообрядческих скитах, в лесном Заволжье. Нестеров великолепно изображает костюм — складки тяжелого старинного сарафана, особую манеру носит платок, принятую у старообрядцев. Во всех ты, душенька, нарядах хороша. Традиционный праздничный костюм XVIII–XX веков. СПБ, 2015. – С. 79.

Нестеров был увлечен романами Павла Мельникова (Андрея Печерского) «В лесах» и «На горах», переносивших читателя в колоритную среду заволжских староверов. Впечатление от прочитанного было столь сильно, что послужило рождению замысла «поэтического романа» в картинах, посвященного драматической женской судьбе. Этот замысел, складывался у Нестерова постепенно, по мере разработки темы, но в конечном варианте предполагал создание пяти полотен.

Картина «На горах» (КНМРИ) стала первым произведением цикла.  В картине художник хотел показать страстное томление чистой, любящей, мечтательной души, чьи светлые порывы не находят взаимности. Своеобразным эквивалентом внутреннего мира девушки стал прекрасный уфимский пейзаж, покоряющий широким раздольем. Такой выбор художника имел и другую сторону, историческую: сюда, за Волгу, в Предуралье веками бежали старообрядцы, спасаясь от гонений со стороны государства и официальной Церкви. Здесь, согласно замыслу Нестерова, должны были развернуться события остальных частей драмы. Павел Климов. Очарование Китежа // Михаил Нестеров. СПб, 2012. С. 19. 

В Русском музее хранится небольшой эскиз картины "На горах".


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: