Коллекция онлайн

1869, Петербург – 1939, Париж

Портрет А. П. Остроумовой

1901

  • Холст, масло. 87 x 63
  • Ж-6533

  • Пост. в 1956 от А. П. Остроумовой-Лебедевой (по завещанию) (дар)


Этот портрет – плод долгого, увлеченного труда. Художница вспоминала: «Писал он меня очень долго: семьдесят три сеанса, которые продолжались иногда по четыре часа <…> Он начал писать лицо небольшими участками, сразу заканчивая их. Так, постепенно начиная со лба, который он писал несколько сеансов, он спустился к бровям и работал также долго, потом один глаз, потом другой и т. д. Помню, что рот он писал пять сеансов. Когда он кончил подбородок, т. е. все лицо, он не вернулся к уже ранее написанному <…> портрет вышел похож и непохож. Черты лица мои, и даже поза, и привычный наклон головы, и рука, которую я любила свешивать на ручку кресла – все мое. В то же время много «сомовского» чувствуется, просвечивает, даже доминирует в нем и, главное, некоторые черты, которые были мне не свойственны. Какая-то мечтательная грустная фигура, я же, хотя временами и предавалась припадкам меланхолии, была деятельна, энергична и минутами большая хохотушка». Портрет отмечен чертами стилизации и изысканностью живописного решения. Это сказывается в тщательной, характерной для старых мастеров манере письма, а также в рафинированном сочетании черных, серых и фиолетовых тонов. (В. Кн.). Русский портрет. ХХ векСПб, 2001. С. 65.

Остроумова-Лебедева (урожденная Остроумова) Анна Петровна (1871, Петербург – 1955, Ленинград) – график, живописец. Училась в ЦУТР барона Штиглица (1889– 1892); в ВХУ при ИАХ (1892–1900, с перерывами); в студии Ф. Коларосси и в мастерской Дж. Уистлера в Париже (1898– 1899); в школе живописи и рисования Е. Н. Званцевой в Петербурге (1906). Участник выставок с 1894. Русский портрет. ХХ векСПб, 2001. С. 399.

Творчество Сомова неотделимо от организованного в 1898 году в Петербурге художественного объединения «Мир искусства», активными участниками которого была и А. П. Остроумова. В искусстве Сомова нашли наиболее законченное выражение черты, присущие изобразительной практике мирискусников, — высокое профессиональное мастерство и тонкий художественный вкус, великолепное знание культуры прошлого, ретроспективная стилизация. Сомов также вошел в русское искусство как умный и тонкий портретист, внесший много нового в этот трудный жанр. Портрет Анны Петровны Остроумовой К. А. Сомов написал в 1901 году. Они учились примерно в одно время в Академии художеств, а также в Париже (1898—1899), и поддерживали близкие дружеские отношения на протяжении всей жизни.

Остроумова-Лебедева Анна Петровна (1871, Санкт-Петербург — 1955, Ленинград). График, живописец. Училась в 1889–1891 в Училище технического рисования барона А. Л. Штиглица, в 1892–1900 в ВХУ при ИАХ в мастерских И. Е. Репина и В. В. Матэ. В 1898–1899 в мастерской Дж. Уистлера в Париже. Член объединения "Мир искусства“ (1900; 1910 — член-учредитель). В 1918–1921 преподавала на художественном факультете ВИФФ. В 1934–1936 — в ИЖСА ВАХ. Автор трехтомных мемуаров "Автобиографические записки“ (Л., 1935–1951). Народный художник РСФСР (1946), действительный член АХ СССР (1949). 


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: