Новости и события

21 апреля 2016 Тверь (Галерея)

"Страницы реставрации": Григорий Сорока "Вид на усадьбу "Островки" с Большого острова"

На сайте тверской картинной галереи работает выставка, рассказывающая о реставрации полотна Григория Сороки.

Пейзаж Г.В. Сороки «Вид на усадьбу Островки с Большого острова» долгое время числился в списке произведений, местонахождение которых было неизвестно. Картина была знакома исследователям по подробному описанию, сделанному в 1916 году Н.К.Милюковым, внуком Н.П.Милюкова, владельца Островков в 40-е годы ХIХ века: «По озеру плывет лодка, в которой сидит мой дед, на той стороне озера в красной рубашке стоит мой отец, на переднем плане крестьянский мальчик, сняв рубашку, собирается купаться».

Описание в точности соответствует пейзажу, приобретенному Тверской картинной галереей в 1998 году. Всесторонние исследования, проведенные в отделе экспертизы Третьяковской галереи, подтвердили подлинность картины и принадлежность ее Сороке. Сюжетно, стилистически и технологически картина принадлежит к группе видов имения Островки середины 40-х – начала 50-х годов ХIХ века. В процессе реставрации после удаления грубых тонировок открылись фрагменты подписи художника и даты, что дополнительно подтвердило авторства Сороки. Обнаруженный фрагмент даты позволяет предположить, что наша картина была написана в 1846 году.

«Вид в Островках» поступил в собрание галереи с серьезными разрушениями. Картина перенесла домузейную реставрацию, включавшую укрепление красочного слоя, дублирование холста, подведение реставрационного грунта, обширные тонировки. Непрофессиональная реставрация приостановила разрушение произведения, но повлекла за собой другие повреждения: образовались обширные ожоги живописной поверхности, во многих местах была нарушена фактура красочного слоя, смяты грунтовые сседания. Дублировка расслоилась, усиливая деформацию холста. Реставрационный грунт растрескался, тонировки резко отличались от авторской живописи, местами перекрывали ее. Пожелтевший загрязненный лак искажал колорит. Картине требовалась полная реставрация, которая и была сделана в мастерской Тверской галереи в 1998 – 2000 гг.

Прежде всего необходимо было освободить живопись от поздних наслоений. Старые реставрационные тонировки и грунт были удалены, укреплены участки красочного слоя, грозящие осыпями. Картина была раздублирована, при этом открылись многочисленные прорывы. Утраченные части основы были восполнены авторским же холстом, взятым с кромки, которая, к счастью, оказалась достаточно широкой.

Затем началась работа по укреплению красочного слоя. В данном случае недостаточно было обычной укладки кракелюра. Требовалось устранить усадку холста, восстановить его первоначальный размер, это позволило в значительной мере разгладить смятые ранее грунтовые сседания. Были размягчены и укреплены ожоги красочного слоя, уложен жесткий кракелюр. По завершении укрепления обширные участки утрат живописи были заполнены реставрационным грунтом. Цвет грунт был приближен к авторскому, а его поверхность обработана в соответствии с фактурой живописи. Сдублированный заново холст был натянут на новый подрамник.

Следующим этапом реставрации стала работа с состаренным лаковым покрытием. По мере того, как пленка пожелтевшего загрязненного лака утоньшалась, раскрывались все оттенки теплого, насыщенного колорита картины. После завершения работы с лаком предстояло живописное восстановление. К сожалению, пострадали и были утрачены важные части изображения: лицо крестьянина в лодке, фрагменты пейзажа. Рисунок утерянных деталей восстанавливался по сохранившимся крупицам красочного слоя и аналогичным фрагментам. Там, где это оказалось невозможным, тонировка была выполнена более условно.

За три года кропотливой работы картине бы возвращен экспозиционный вид.

Светлана Кузенкова, заведующая Реставрационной мастерской Тверской областной картинной галереи.


http://gallery.tver.ru/exhibitions/showroom/69.html

метки

«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: