News

18 November 2016 Syktyvkar

Виртуальная выставка «Жизнь и творчество В.В. Кандинского»

XX век подарил человечеству огромное число выдающихся личностей, внесших колоссальный вклад в развитие мировой культуры. И в ряду таких личностей одно из первых мест принадлежит Василию Васильевичу Кандинскому – человеку смелого, дерзновенного и плодотворного эксперимента, живописцу, графику, педагогу, активному общественному деятелю, основоположниук и теоретику абстракционизма.

Василий Кандинский родился в 1866 году в Москве в семье коммерсанта. Его отец Василий Сильвестрович Кандинский был родом из Нерчинска, мать Лидия Ивановна Тихеева – москвичка, соединявшая в себе, по словам художника, «все свойства» и «всю сущность самой Москвы». Из-за болезни отца семья вскоре переехала в Одессу.

После окончания одесской гимназии в 1885 году Кандинский поступил на юридический факультет Московского университета, где занимался на кафедре политической экономии и статистики под руководством известного ученого Александра Ивановича Чупрова.

Занятия экономическими науками шли успешно. Однако будущего художника все сильнее притягивала к себе его старая и «прежде безнадежная любовь к живописи». В детстве он увлеченно занимался рисунком, живописью, музыкой. Отец поощрял эти занятия, но особенно сильное влияние оказала на него старшая сестра матери Елизавета Ивановна Тихеева. Именно ей он был обязан зарождением «любви к музыке, сказке ,русской литературе и к глубокой сущности русского народа» . Будучи студентом, Кандинский работал в типографии, где печатались цветные репродукции, посещал музеи и выставки. Круг его интересов был широк. Художника привлекали полотна И.Е. Репина, И.И. Левитана, В.Д. Поленова, но на всю его жизнь наложили печать только два события. «Это были,— вспоминал Кандинский,— французская импрессионистическая выставка в Москве — и особенно «Стог сена» Клода Моне - и постановка Вагнера в Большом театре — Лоэнгрин». В картине К. Моне его потрясло то, что почти при отсутствии предмета изображения (лишь название в каталоге определяло его) впечатление было настолько сильным, что картина врезалась в память и продолжала долго волновать.

Музыка Вагнера рождала в воображении художника красочные видения: «Бешеные, почти безумные линии рисовались передо мной»,– писал он. Кандинский понял, что искусство вообще обладает гораздо большей мощью, чем ему представлялось раньше, и что «живопись способна проявить такие же силы, как музыка». Решение стать художником было принято окончательно и бесповоротно. Кандинский оставляет занятия наукой, глубоко разочаровавшись в ее возможностях.

В конце 1896 года Кандинский едет в Германию, в Мюнхен. Выбор города не был случайным. С середины XIX века столица Баварии стала центром европейского академического образования. Знаменитые музеи, международные выставки современного искусства, частные художественные школы, Королевская Академия художеств, переживавшая свой новый подъем, – все это привлекало в Мюнхен молодых талантливых художников. Большинство русских посещало школу-студию словенского художника А. Ашбе, который имел свою систему иметодику преподавания живописи и рисунка.  Один из его принципов гласил, что ученику необходимо учиться анатомии, но перед мольбертом он должен забыть о ней. Кандинский тоже поступил учиться к Ашбе. Здесь он прошел хорошую школу анатомического рисунка, освоил основы живописного мастерства. Однако ученичество не доставляло большей радости и подчас тяготило его. Важную роль в формировании творческой личности Кандинского сыграли в ту пору впечатления окружающей природы. Он любил бродить с этюдником по окраинам Мюнхена, его садам и берегам реки Изар. В ученический период Кандинский пишет множество небольших пейзажей, в которых стремится запечатлеть увиденное, передать своеобразие того или иного места.

Он пишет небольшую картину «Швабинг», изображающую один из районов Мюнхена, где жила художественная богема. Городской пейзаж написан в яркий летний день. Кандинского привлекала игра солнечных лучейна земле и зеленой траве, красота светлого перламутрового неба, живописность разноцветных домиков под голубыми, красными, желтыми крышами. Разнообразные по форме рельефные мазки наносились художником в различных направлениях: по диагонали, параллельно, под углом друг другу. Их кажущаяся стихийность подчиняется строгому композиционному замыслу живописца: горизонтальные подчеркивают линии изгороди, диагональные создают ощущение движения в глубину. Короткие мазки, прописывающие траву, помогают организовать первый план картины и связать его состальным пространством. Широкими вертикальными движениями кисти художник пишет высокие дома, а одним горизонтальным – их крыши. Разнонаправленные густые мазки краски, нанесенные мастихином, проглядывающий между ними грунт создают эффект игры света и тени на шероховатой поверхности холста, ее цветовой вибрации. Художник не боится ярких, звучных контрастов. Он постепенно открывает для себя огромные выразительные возможности цвета.

 Еще более декоративны пейзажи, созданныев 1901–1902 годах в окрестностях местечка Кохель. Они также невелики по размерам, исполнены в характере импрессионистической и постимпрессионистической живописи, написаны сочным экспрессивным мазком. Основную выразительную роль в них играет цвет. Рисунком, линией художник еще не владеет в достаточной степени свободно, и он чувствует потребность в совершенствовании своего мастерства. С этой целью он обращается к профессору Королевской Академии художеств в Мюнхене Ф. Штуку, считавшемуся тогда «первым немецким рисовальщиком». Его работы отличались крепким рисунком и четким построением. По словам Кандинского, он учил докапываться до сути вещей, глубины формы. Именно благодаря Штуку художник научился придавать завершенность, законченность своим произведениям. Но этим не ограничилась роль мюнхенского профессора в сложении творческой личности Кандинского. Штук был одним из ведущих мастеров югендстиля, называемого в России модерном, связанного с исканиями в области художественного синтеза, со стремлением к монументальной и декоративной форме. Художники нового направления мечтали об искусстве для всех, о возрождении «всеобщей красоты». Их интересы лежали в области архитектуры, прикладного и оформительского искусства, то есть в тех областях творчества, которые были близки повседневной жизни человека. Новый стиль придавал важное  значение эмоциональной выразительности цвета, линии и их ритмике. Кандинский окунулся в эту живую творческую атмосферу и сталактивно работать в области прикладного искусства. Он экспериментирует в глине, делает эскизы женских украшений и мебельной фурнитуры. В своих работах художник достигает высокой степени профессионализма. Мюнхенское общество прикладного искусства избирает его своим членом.

В 1902 году Кандинский организовал новое творческое объединение «Фаланга», которое стало проводником идей югендстиля  и консолидировало вокруг себя молодых художников Мюнхена. При объединении открылась школа живописи, где Кандинский вел пейзажный класс. За два года объединением «Фаланга» было организовано двенадцать выставок современного искусства.

Находясь в Германии, Кандинский активно участвовали в русской художественной жизни. Он почти ежегодно приезжал в Россию, посещал Одессу, Москву, Петербург, регулярно экспонировался на выставках Московского товарищества, Нового общества художников, Товарищества южнорусских художников, на выставках «Бубнового валета» и салона В.А. Издебского. Его статьи, посвященные искусству Германии, печатались в журналах «Мир искусства» и «Аполлон».

Но одновременно в формировании творческой личности Кандинского важнейшую роль сыграла современная немецкая культура –символистская литература и живопись. Символизм своей внутренней логикой подготовил почву для выхода мастера в абстракцию, подвел его к освобождению от предмета. Ему была близка лежащая в основе символистских теорий идея взаимопроникновения, взаимовлияния разных видов художественного творчества и объединение их на единой музыкальной основе. Он почувствовал возможность осуществления этой идеи еще тогда, когда юношей впервые «увидел» в своем воображении музыку вагнеровского «Лоэнгрина». В Мюнхене в 1900-е годы он стремился воплотить ее в своем творчестве.

 Художник проявляет  в тот период особый интерес к гравюре, ощущая большие эмоциональные возможности линии, преодолевающей сопротивление твердого материала (он работает в основном в ксилографии). Под влиянием немецкого поэта-символиста С.Георге, который стремился выразить  в своей поэзии сущность и музыку самого стиха, Кандинский исполняет серию гравюр, объединяя их в своеобразные поэтические сборники-альбомы. Первый такой альбом — «Стихи без слов» — был создан в 1903 году. Он состоит из двенадцати миниатюрных произведений, имеющих вполне конкретные названия «Вечер» «Рейн», «Розы», «Прощание», «Старый городок», «Ночь». Кандинскому удалось выразить в них поэзию и духовность мира в целом. Он достигает этого соотношением черного и белого, чистотой и певучестью линий, форм, лишенных  объема, массы.

После длительного путешествия (1904-1908 год) по странам Европы и Северной Африки Кандинский жил и работал в Мурнау. Начался новый этап его творчества. Художник продолжал писать пейзажи, но картины отличаются от его ранних мюхенских работ. Он пишет теперь крупными цветовыми пятнами, ограничивая каждое тёмным контуром.  В его работах исчезает фактурность, усиливается декоративность, изображение становится фрагментарным.  Пейзажные мотивы служат лишь предлогом для создания красочных композиций, звучных цветовых гармоний.  Цвет становится звучнее, интенсивнее, более сложно разрабатывается.

Наметившиеся тенденции продолжают нарастать в работах Кандинского 1910-1911 годов. В картине «Дамы в кринолинах» (1909)  фигуры женщин в старинных платьях с высокими причёсками и веерами в руках сильно уплощены и почти неосязаемы. Все произведение пронизано спокойным торжественным ритмом, напоминающий старинный танец. Ритмичность усилена мерными повторами колоннады и оконных проёмов здания, чередованием цветовых пятен на поверхности холста.

В другом эмоциональном ключе исполнена картина «Озеро» (1910), где по  тёмной воде стремительно движутся белые лотки с гребцами и красными вёслами. Границы неба, гор и озёра едва намечены. Темные и светлые массы цвета, сталкиваясь, рождают ощущение взрыва. Картина проникнута большой экспрессией, внутренней напряженностью. Уже в этих работах художника почти исчезает предметность.

Предполагается, что именно в Мурнау Кандинский написал свои первые абстрактные импровизации и композиции. Мысль о том, как освободиться от предметности, давно волновала Кандинского. Он шёл к этому упорно, шаг за шагом.  Отказавшись от предметного изображения, Кандинский разрабатывает три типа абстрактных картин. Первый-это «импрессии», второе - «импровизации»  и «композиции».  Именно в «композициях» многолетние изыскания Кандинского получают наиболее полное воплощение. Лучшие из них создаются в начале 1910-х годов.  В 1911 году вышла в свет его книга «О духовном искусстве», подытожившая основные положения научной теории художника. Вслед за н6им пишутся произведения, в которых эти положения находят своё практическое претворение. Вершиной творчества Кандинского стали « Композиция VI» и «Композиция VII» (1913 года).

Кандинский достиг того, к чему так долго стремился. В 1909 году он организует новое мюнхенское художественное объединение. В абстрактных экспрессиях Кандинского преодолевается предметность-ради передачи чистоты внутреннего звучания.

Начавшаяся первая мировая война во многом изменила жизнь и творческие планы Кандинского. Он возвращается в Россию. К Москве Кандинский испытывал особенно тёплое чувство, называя её «живописным камертоном», и он задумал создать большой пейзаж Москвы, где хотел бы соединить «сложное и простое в одном звучании. В картине «Москва, Красная площадь» (1916) купола церквей, башни Кремля перекликаются с высокими домами, трубами фабрик. Новое и старое, изображенное рядом, переплетаясь, представляются единым целым.

Осенью 1917 года художник создает ряд абстрактных произведений: «Смутное», «Сумеречное», «Синий гребень». Сами названия определяют настроение картин, они исполнены тревожных предчувствий. Неспокойные, как бы бурлящие фоны этих картин подобны морскому шторму. Цветовая экспрессия создает ощущение симфонического звучания во всей его полноте, силе и мощи.

И с первых дней революции принимает активное участие в музейном строительстве страны, являясь одним из организаторов Музея живописной культуры в Москве и других городах. Кандинский написал специальную статью, посвященную этому вопросу.

Но его деятельность не ограничилась организационной работой. Он продолжает разрабаотывать программы Института художественной культуры (ИНхук) и Государственной академии художественных наук (Гахн). В 1921 году Кандинский перешёл работать во вновь организованную Российскую Академию художественных наук, вскоре став её вице-президентом. В 1921 года художник был направлен в Германию для создания международного отдела Российской Академии. Там же он получил приглашение преподавать в новом учебном центре - Баухаузе. В 1933 году нацисты закрыли Баухауз, и Кандинский переехал в Париж, посвятив себя исключительно творчеству.

Кандинский прожил долгую жизнь в искусстве. Его творческое наследие велико и разнообразно.  Его искусство трудно для восприятия. Оно требует большое зрительской активности и заинтересованности, желание понять то новое, что открывает для нас великий художник XX века.

При подготовке к виртуальной выставке были использованы следующие материалы:

  • Автономова Н. «Кандинский» /[Состав. Н.Автономова]/-М: Изобразительное искусство, 1993.-31 с.
  • Чумаков С.В.  «Кандинский» /[Состав. С. Чумаков] ]/-М:Классика, 2000.-64 с.

«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: