Новости и события

01 декабря 2016 Киев (Украина)

Константин Романов – поэт Серебряного века

30 ноября в рамках проекта «Беседы в Русском музее», при поддержке информационно-образовательного центра «Русский музей: виртуальный филиал», в концертном зале РЦНК состоялась встреча, посвященная Великому князю Константину Константиновичу Романову (1858 – 1915) – внуку императора Николая I, одному из ярчайших представителей российской истории рубежа XIX–XX веков. Сенатор, генерал-инспектор военно-учебных заведений, президент Академии наук и один из основателей Пушкинского Дома, Константин Романов был известен как замечательный поэт Серебряного века, печатавший свои стихи под криптонимом «К.Р.».

Константин Романов был очень самокритичен и никогда не считал себя выдающимся поэтом. Когда его близкий друг – композитор Петр Чайковский – написал романсы на его стихи, К. Р. записал в дневнике: «Теперь шесть моих стихотворений будут увековечены».
В начале встречи был показан фильм «Царь Иудейский» производства студии «Неофит» из цикла передач «Библейский сюжет». К. Р. писал драму «Царь Иудейский» около десяти лет. Когда все было готово к премьере, Священный Синод запретил постановку. Считалось, что сцена не место для библейских сюжетов. Однако Николай Второй разрешил сыграть один спектакль в придворном театре. Император отнесся к постановке благосклонно и дал разрешение на издание «Царя Иудейского». Музыку для пьесы написал А.К. Глазунов.

Предваряли виртуальную экскурсию по Мраморному дворцу в покои великого князя К.К. Романова два фрагмента из авторского цикла директора ГРМ В.А. Гусева о Мраморном дворце.

В 1892 – 1915 годах владельцем дворца был Константин Константинович Романов, президент Российской Академии наук, известный поэт и переводчик произведений Гете, Шиллера, Шекспира. Во дворце сохранялась творческая атмосфера прошлых лет. Здесь бывали известные поэты, композиторы, государственные деятели. Наследники Константина Константиновича жили во дворце до 1917 года.

Апартаменты Константина Романова и его супруги Елизаветы Маврикиевны, расположившиеся вдоль Миллионной улицы, созданы в 1880-1900-х годах. Интерьеры разнообразны по своему оформлению и отражают личные вкусы великого князя. Это своеобразная квинтэссенция стилей того времени.

Экспозиция, открытая в подлинных интерьерах Малой гостиной, кабинета и Музыкальной гостиной, рассказывает о жизни и творчестве Константина Романова. На музыкально-поэтических вечерах у него бывали А.А. Фет, А.Н. Майков, А.Г. Рубинштейн, П.И. Чайковский и другие выдающиеся деятели культуры.

Для работы над интерьерами Музыкальной (Готической) гостиной (1891) великий князь пригласил архитектора Д.Д. Зайцева, знатока готических орнаментов. Интерьер зала выдержан в неоготическом стиле. В его пространстве выделяется небольшая деревянная скульптура «Царь Давид» работы А. Адамсона, в память о первом опубликованном стихотворении Константина Романова. Камерные фигурки животных работы скульптора Р.Р. Баха органично вписаны в общую композицию резного декора Музыкальной гостиной.

Кабинет Константина Романова, созданный архитектором А.К. Джиоргули, в целом сохранил свой первоначальный облик. Детали интерьера восстановлены по фотографии начала XX века. В отделке использованы панели из красного дерева в стиле жакоб и кожаные испанские обои с фамильным гербом Романовых – грифоном. Потайная дверь ведет в личную молельню Константина Романова.

В Малой гостиной находились личные покои Константина Константиновича и его супруги Елизаветы Маврикиевны. Интерьеры Малой и примыкавшей к ней Большой гостиной были созданы по проекту архитекторов А.К. Джиоргули, Н. Потолова и В.В. Николя. В пространстве Малой гостиной сохранился пятичастный живописный плафон Э. Липгарта «Служение искусству». Сюжеты композиций были предложены художнику самим великим князем.

Приятным сюрпризом этого вечера стала серия короткометражных мультимедийных фильмов, рассказывающих о картинах из собрания ГРМ. Для показа были отобраны фильмы, рассказывающие о роли в истории России императора Петра I.

Взятие Азова. Неизвестный художник начала XVIII века (после 1702).Картина «Взятие Азова» (1702) является примером отражения в русском искусстве Петровского времени реального исторического события. Тогда в результате Азовских походов царя Петра Алексеевича Османская империя потерпела первое крупное поражение, а Россия закрепилась в устье Дона и получила доступ к южным морям.

Петр I в Полтавской битве. Таннауер И. Г. (1724).В фильме рассказывается об одном из прижизненных портретов Петра I, который выполнил его придворный живописец, саксонец по происхождению, И.Г. Таннауер. Император изображен на поле боя в момент победы, одержанной над армией короля Карла XII и войсками его союзника гетмана Мазепы.

Петр Великий в детстве, спасенный матерью от ярости стрельцов. Штейбен К.К. (1830).Фильм повествует о картине Карла Штейбена, посвященной драматическому эпизоду из жизни юного царевича Петра Алексеевича. В ней запечатлен момент стрелецкого бунта, спровоцированного фактической правительницей русского государства царевной Софьей, когда 10-летнему Петру угрожала смертельная опасность.

Петр I при Красной горке, зажигающий костер на берегу для подачи сигнала гибнущим судам своим. Айвазовский И.К.В 1846 году живописец Главного морского штаба И.К. Айвазовский создал ряд батальных произведений, посвященных событиям Северной войны со шведами: морским битвам при Ревеле, Выборге, Красной Горке, сыгравшей роль временного пристанища петровского флота во время взятия Выборга в 1710 году.

Ассамблея при Петре I. Хлебовский С. (1858).Среди многих, зачастую шокирующих реформ Петра Великого одним из наиболее известных нововведений стало проведение небывалых прежде общественных собраний – ассамблей.

Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе. Ге Н.Н. (1872).Фильм об известной картине Н.Н. Ге раскрывает обстоятельства трагического противостояния Петра I и царевича Алексея (1690-1718), старшего сына Петра от его первой жены Евдокии Лопухиной.

Петр I накрывает заговорщиков в доме Цыклера 23 февраля 1697 года. Шарлемань А.И. (1884).Фильм, посвященный малоизвестной картине художника Адольфа Шарлеманя, раскрывает одну из зловещих страниц эпохи начала петровского царствования. Ее сюжетом послужил заговор против царя, созревший в среде высокопоставленных бояр и стрелецких командиров. Во главе заговора стоял полковник стрелецкого войска Иван Елисеевич Цыклер, под именем которого заговор и вошел в историю.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: