News

13 January 2017 Kiev (Ukraine)

История одного шедевра. Григорий Чернецов «Парад на Царицыном лугу»

11 января 2017 года в рамках проекта «Беседы в Русском музее», при поддержке информационно-образовательного центра «Русский музей: виртуальный филиал», в концертном зале РЦНК состоялось открытие нового цикла встреч. Темой первой встречи стала картина русского художника Григория Чернецова «Парад и молебствие по случаю окончания военных действий в Царстве Польском 6 октября 1831 года на Царицыном лугу в Петербурге», более известная как «Парад на Царицыном лугу». Этот вечер был посвящен не просто истории одного шедевра, но также послужил открытием таланта родных братьев, «живописцев пейзажей и перспективных видов» Григория и Никанора Чернецовых.

На картине изображён парад по случаю подавления Польского восстания 1830—1831 годов. Восставшая Варшава была взята русскими войсками 8 сентября 1831 года. Картина считается самым известным полотном художника. На своеобразном групповом портрете изображены почти 300 известных персон того времени, что делает это полотно ценным иконографическим документом, тем более, что не все изображённые лица были ранее портретируемы. Среди изображённых на картине своеобразный срез всех сословий государства — императорская семья, военные и гражданские чины, литераторы, художники, учёные, фаворитки императора, отличившиеся чем-то мещане и крестьяне. Список всех персонажей картины утверждал лично император Николай I — благодаря этому можно судить, кого и за что император счёл нужным запечатлеть на полотне. Но вместе с тем художник внес и свои коррективы изобразив близких себе людей.

Многочисленные рисунки и этюды к картине находятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, Всероссийском музее Пушкина и в других собраниях. Позднее Чернецов сделал с картины литографии и несколько копий, одну из них — для императрицы Александры Фёдоровны.

В программе этого вечера была представлена широкая палитра мультимедийных средств, освещающих историю создания уникального шедевра.
В начале встречи посетите смогли познакомиться с интерактивной программой «Чернецов Г. Парад на Царицыном лугу», которая позволяет получить информацию о любом из изображенных на картине персонажей, а также познакомиться с объектами, окружающими Царицын луг (ныне — Марсово поле) и сегодня входящими в комплекс Русского музея. Среди них Летний и Михайловский сады, Инженерный замок и Михайловский дворец. Программа позволяет получить дополнительную информацию в виде текста, аудиорассказов и фрагментов видеофильмов.

А благодаря мультимедийному фильму «Виртуальное путешествие в картину Г. Чернецова «Парад на Царицыном лугу» все пресутствующие смогли совершить «виртуальное путешествие» в картину Г.Чернецова, узнать об основных персонажах картины и окружающих Царицын луг архитектурных памятниках Петербурга, а сегодня входящих в комплекс Русского музея. Фильм создан с применением технологии трехмерного компьютерного моделирования.

Следующий мультимедийный фильм «Парад и молебствие по случаю окончания военных действий в Царстве Польском 6 октября 1831 года на Царицыном лугу в Петербурге. Григорий Чернецов» созданный по сценарию директора Русского музея В.А.Гусева, на основе высокоточной съемки картины существенно расширяет представление о николаевской эпохе, знакомит с персонажами уникального группового портрета первой половины XIX века на фоне Петербурга (223 человека изображены художником на переднем плане картины).

Среди них – самые известные представители русской истории и культуры (А.С.Пушкин, К.П.Брюллов, И.А.Крылов, В.А.Жуковский, М.М.Сперанский и др.). Но не только об изображенных на картине персонажах идет речь в фильме, но и о тех, кто не мог быть написан художником.

И напоследок были показаны два фильма из авторского цикла директора Госсударственного Русского музея В.А. Гусева — «История одной картины. «Парад на Царицыном лугу в Петербурге» Г. Чернецова» и «Братья Чернецовы»

Главное произведение Григория Чернецова — огромное полотно «Парад по случаю окончания военных действий в Царстве Польском 6 октября 1831 года на Царицыном лугу в Петербурге» (1832-1837). Солнце освещает плац с бесчисленным количеством похожих друг на друга фигурок солдат. Слева — Император Николай I на коне и его свита. Но не они — главные, наиболее интересные для нас персонажи. Всю центральную часть картины занимает групповой портрет современников художника.

Все они — люди николаевской эпохи, словно застыли в оцепенении под свинцовыми взглядами шефов жандармерии Бенкендорфа и Дубельта, которые тоже здесь — в самом центре. Григорий Чернецов изобразил 223 портретные фигуры. Это не только придворные, но и известные писатели, художники, музыканты, актеры, общественные деятели, среди которых В. А. Жуковский, И. А Крылов, А. С. Пушкин, Д. В. Давыдов и другие. Почти все портреты написаны с натуры. Среди гостей и сами братья Чернецовы и их отец. Нет здесь только декабристов, «детей войны 1812 года». Работа вызвала всеобщий интерес в Петербурге, но не понравилась заказчику — Императору Николаю I: слишком много внимания уделено зрителям парада и мало — ему самому.

Второй фильм «Братья Чернецовы» рассказывает нам о таланте и необыкновенной затее родных братьев. Григорий и Никанор Чернецовы — живописцы пейзажей и перспективных видов, «видописцы» — так называли они себя. Братья Чернецовы мало знакомы широкой публике. Между тем, их творчество — уникальный феномен в истории национальной художественной школы. Выходцы из мещанской среды Костромской губернии, они трудом и талантом добились известности в столичной художественной среде, стали академиками живописи. Их наследие огромно.

Чернецовы известны своими «художественными путешествиями»: в 1838 году художники проплыли по Волге на специально оборудованной барке-мастерской, снимая панораму обоих берегов великой русской реки. Из путешествий художники привезли громадное количество этюдов и эскизов, которые потом послужили материалом для их многочисленных картин, а, главное, для многометровой панорамы волжских берегов, разворачивающейся по две стороны от зрителя, находящегося в центре. Эта панорама стала первым в России своеобразным живописным видеофильмом.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: