News

15 March 2017 Kiev (Ukraine)

Иван Константинович Айвазовский (к 200-летию со дня рождения)

15 марта в рамках проекта «Беседы в Русском музее», при поддержке Информационно-образовательного центра «Русский музей: виртуальный филиал», в концертном зале РЦНК состоялось встреча, посвященная художнику-маринисту Ивану Константиновичу Айвазовскому.

29 июля исполняется 200 лет со дня рождения Ивана Константиновича Айвазовского – русского художника-мариниста армянского происхождения, баталиста, коллекционера, мецената, живописца Главного Морского штаба, академика и почётного члена Императорской Академии художеств, почётного члена Академий художеств в Амстердаме, Риме, Париже, Флоренции и Штутгарте.

В начале встречи была представлена интерактивная программа «Иван Константинович Айвазовский. Живопись, рисунки, акварели из музеев Санкт-Петербурга». В программе представлено около ста живописных и графических произведений художника-мариниста Ивана Константиновича Айвазовского из коллекций Русского музея, Центрального военно-морского музея, музеев-заповедников «Петергоф» и «Царское Село», а также летопись жизни и творчества мастера.

Другая интерактивная программа «Виртуальная экскурсия по залам Михайловского дворца» позволяет провести полноценную экскурсию-знакомство с основной экспозицией Русского музея. Программа включает виды интерьеров, живопись, графику и скульптуру из собрания музея (646 экспонатов), аннотации к ним и сведения об авторах произведений. Посетители киевского филиала Русского музея хорошо знакомы с этой программой, ведь не раз с помощью этой программы происходило знакомство с отдельными залами Михайловского дворца. В этот раз участники встречи посетили с виртуальной экскурсией 14-й зал Михайловского дворца Русского музея, в котором представлены работы замечательного художника-мариниста Ивана Константиновича Айвазовского.

Тематический кинопоказ открывал короткометражный мультимедийный фильм «Айвазовский И.К. Петр I при Красной горке, зажигающий костер на берегу для подачи сигнала гибнущим судам своим». В 1846 году живописец Главного морского штаба И.К. Айвазовский создал ряд батальных произведений, посвященных событиям Северной войны со шведами: морским битвам при Ревеле, Выборге, Красной Горке, сыгравшей роль временного пристанища петровского флота во время взятия Выборга в 1710 году. В картине показан реальный исторический эпизод. Шторм, разыгравшийся в мелководном Финском заливе возле Кронштадта, разметал строй русской эскадры и понес корабли на мель. В «Походном журнале» Петра I записано, что 1 мая, в Вальпургиеву ночь, «великое несчастье случилось, провиантские суда и галеры едва не все отнесло в большое море гораздо далеко…» Петр I, управляя яхтой «Лизетта», с риском для жизни добрался до берега и развел спасительный костер, который, подобно маяку, указал кораблям путь в безопасную бухту. Через неделю флот смог доставить вооружение, боеприпасы и провиант к Выборгу, и 10 мая началась выгрузка. Вскоре Выборг сдался. Несколько позже победу отпраздновали на острове Котлин, и эта сцена была повторена как театрализованное действо, свидетелями и участниками которого стало все командование молодого Балтийского флота. В том же году на берегу Финского залива начали устанавливать сигнальные маяки для ночного прохождения судов.

Следующим на очереди стал фильм «И.К. Айвазовский. Первое имя в первом каталоге» из авторского цикла директора Государственного Русского музея В.А. Гусева. Состоялась также презентация мультимедийного фильма «Иван Константинович Айвазовский. К 200-летию со дня рождения». Фильм подготовлен сотрудниками Русского музея к 200-летию со дня рождения художника и рассказывает о физике в пейзажах Айвазовского. Изобразительное искусство – это особый вид освоения действительности, как и физические законы, некий инструмент исследования мира. Прославленный живописец Иван Константинович Айвазовский, в силу своей должности художника Главного Морского штаба, был наделен особыми природными знаниями. Его картины бушующего моря, морских сражений, Вселенского потопа широко известны, однако задумывались ли мы о том, какими средствами передает мастер стихию воды? Глядя на его картины, мы можем рассуждать о физике и химии явлений одной из основных стихий – воды.

Другая грань его картин – романтическая, связанная с неуловимой и таинственной атмосферой лунной ночи. Третья – философская, заставляющая задуматься о соотношении человека и космоса. Такое разностороннее проникновение в творчество художника позволяет по-новому взглянуть на его многочисленные и порой похожие морские пейзажи.

Завершился вечер показом фильма «Иван Айвазовский. «Всемирный потоп» студии Неофит из цикла «Библейский сюжет».


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: