Новости и события

22 марта 2017 Киев (Украина)

Орест Адамович Кипренский (к 235-летию со дня рождения)

22 марта в рамках проекта «Беседы в Русском музее», при поддержке информационно-образовательного центра «Русский музей: виртуальный филиал», в концертно-выставочном зале РЦНК состоялось встреча, посвященная русскому художнику, графику и живописцу, мастеру портрета Оресту Адамовичу Кипренскому.

В этом году исполняется 235 лет со дня рождения мастера.

Сын Адама Швальбе – крепостного человека бригадира А. Дьяконова – еще в детстве выказал большую охоту к рисованию, что побудило помещика отпустить его на волю и в 1788 году определить в Академию художеств. Окончив в 1803 году курс со званием художника XIV класса, он был оставлен при Академии в качестве пенсионера.

В портрете Адама Швальбе (1804) сказалась натура Кипренского, чуткая к колориту, и результаты его изучения старых мастеров Эрмитажа. Портрет был написан колоритно и такой широкой и мастерской кистью, что позднее даже знатоки были склонны приписывать исполнение его Рубенсу и Ван-Дейку.

Глядя на портрет, практически невозможно определить тот круг общества, к которому принадлежит изображенный. Это человек вне времени и среды. Художник целиком поглощен напряжением чувств, захвативших его модель. Свободная, сочная живопись, сочетание глубоких коричневых и золотистых тонов и характер освещения говорят об изучении Кипренским творчества Рембрандта и фламандского портрета XVII века, что характерно и для западноевропейских художников-романтиков. Кипренский считал портрет Швальбе одной из лучших своих работ. Портрет относится к ранним произведениям Кипренского, в 1804 году он был показан в Академии художеств и уже тогда заслужил лестные отзывы.

В 1805 году удостоен большой золотой медали за написанную по программе картину «Дмитрий Донской на Куликовом поле». В 1812 году за несколько мужских портретов, в том числе за портрет полковника Е.В. Давыдова, возведен в звание академика, а в 1815 году стал советником Академии. В 1816 году посетил Германию, Швейцарию и Италию, где приобрел такую известность, что его автопортрет, написанный по предложению Флорентийской Академии художеств, был помещен в галерее Уффици. В 1831 году переведен из советников в профессора.

В 1836 году женился на итальянке Фалькуччи, но через 3 месяца умер.

Виртуальная экскурсия по 17 залу Михайловского дворца Русского музея позволила всем собравшимся познакомится с работами замечательного художника-портретиста Ореста Адамовича Кипренского.

Далее в программе вечера были представлены два фильма из авторского цикла директора ГРМ В.А. Гусева: «Орест Кипренский» и «Орест Кипренский. Роман в портретах».

Фильм «Орест Кипренский» рассказывает о необыкновенном художнике, создавшем галерею портретов замечательных людей русского общества эпохи романтизма. Начало XIX столетия по праву называют «золотым веком» русской живописи. В искусстве романтические идеалы были созвучны общему настроению подъема национального самосознания. Одна из первых работ Ореста Кипренского –портрет Адама Швальбе (1804). Написанный на деревянной доске портрет казался произведением европейского мастера XVII века. Портрет прост, лаконичен и загадочен. Темный фон и темная одежда обрамляют и выделяют мощно написанное светлым цветом лицо и горящие глаза. Ориентация на беспокойные, драматические образы Рембрандта, погружение зрителя в темперамент и сильный характер изображенного – романтические приметы этого произведения.

Второй фильм «Орест Кипренский. Роман в портретах» посвящен романтизму в изобразительном искусстве. Живописный роман в портретах – это не всем знакомо. А чувства вызывает истинные, глубокие. Этот фильм посвящен живописному роману, созданному Орестом Кипренским, – роману в портретах.

В отличие от литературных произведений, герои Кипренского не вымышленные, но живые, реальные люди – его современники. И самым важным предметом исследования и воплощения для художника становится душа человека, его подвижный, переменчивый внутренний мир.

В дополнительной части вечера состоялось знакомство с 5 залом Михайловского дворца Русского музея, в котором представлены работы замечательного художника Ивана Никитича Никитина русского живописца-портретиста, основателя русской портретной школы XVIII века.

А также фильм «Неизвестный главный герой» повествует об одном из открытий реставраторов, которое можно назвать поистине сенсационным. В Русском музее с первых лет его существования хранится «Портрет молодого человека в зеленом кафтане», поступивший из частного собрания князя А.Б.Лобанова-Ростовского. И прежде высказывалось предположение, что автором его мог быть выдающийся мастер начала XVIII века, «гоф-малер» Петра Великого, Иван Никитин. Теперь эта догадка получила несомненное документальное подтверждение. Под слоями позднейших записей выявлен широкий мазок щетинной кисти – почерк, характерный именно для Никитина, писавшего уверенно и быстро.

Для выявления авторского письма необходимо было убрать ненужную резкость, восстановить свойственную оригиналу мягкость моделировки, удалить микроскальпелем поверхностные поновления и слои пожелтевшего лака, настолько изменившего оригинальный цвет одежды портретируемого, что его смело можно назвать лазоревым, т.е. голубым, а не зеленым. Проведена большая работа и с картиной современника Никитина Андрея Матвеева «Автопортрет с женой». Ответственные решения принимаются специалистами коллегиально на реставрационном совете, а расчистка старых полотен постоянно контролируется в ультрафиолетовых лучах, в свете видимой люминисценции, что позволяет избежать малейших ошибок.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: