Новости и события

29 апреля 2017 Грозный

«Живописец-портретист В.Л. Боровиковский»

29 апреля в ИОЦ «Русский музей: виртуальный филиал» прошло тематическое занятие «Живописец-портретист В. Л. Боровиковский». Занятие сопровождалось презентацией и просмотром видеофильмов  посвященных произведениям Боровиковского В.Л. На занятии присутствовали студенты первого курса Чеченского Государственного Педагогического Университета.   

Боровиковский Владимир Лукич (1757-1825) - живописец-портретист, Академик Императорской Академии художеств (с 1795), советник Академии (с 1802).

Родился в Миргороде Полтавской губернии в семье казака. Учился у отца и дяди, занимавшихся иконописью. С 1788 жил в Петербурге, где совершенствовался под руководством Д.Г. Левицкого. С 1792 занимался у австрийского художника И.Б. Лампи, который впоследствии передал ему свою мастерскую.

Был знаком с крупнейшими деятелями русской культуры своего времени: поэтом Г.Р. Державиным, писателем В.В. Капнистом, архитектором Н.А. Львовым.

Автор многочисленных парадных портретов, а также камерных изображений современников, запечатленных им в непринужденной домашней обстановке или в естественном окружении. Известен как мастер миниатюрной живописи. Создал ряд икон для Казанского собора.

На занятии студенты ознакомились со следующими произведениями Боровиковского В.Л.:  

1. «Портрет императора Павла I в коронационном облачении»

Фильм содержит подробный рассказ о поступившем в Русский музей в 1897 году из Романовской галереи Зимнего дворца портрете Павла I в облачении гроссмейстера Мальтийского ордена. В фильме собраны интересные сведения об истории принятия Российским императором титула Великого магистра ордена св. Иоанна Иерусалимского, названного так в честь Иоанна Крестителя. Вручение Павлу I регалий, привезенных в Россию полномочным послом Мальты графом Литта, состоялось 29 ноября 1797 года в Тронном зале Зимнего дворца. Портрет, исполненный при жизни самодержца, в 1800 году, напоминает о торжественном церемониале, которым обставлялись все связанные с Мальтийским орденом события, выглядевшие пышно и подчас таинственно, с налетом театральности и рыцарской романтики.

2. «Портрет графини А. И. Безбородко с дочерьми Любовью и Клеопатрой»

Работа посвящена главной идее — святости семейных уз. Четкий рисунок в портрете, пластическая лепка форм, локальный цвет, свидетельствует о классических тенденциях в русской живописи начала XIX века.  Но одновременно с этим в модном чепчике из «барбета» на голове матери, прическах сестер, легких платьях героинь, изображенных на фоне грозового неба, ощущается наступление в изобразительном искусстве эпохи раннего романтизма.

В руках у Клеопатры Ильиничны ‒ осыпанный бриллиантами миниатюрный портрет брата Андрея Безбородко.

3. «Портрет Марии Лопухиной»

Мария Ивановна Лопухина (1779—1803), представительница графского рода Толстых, сестра Фёдора Ивановича Толстого, жена егермейстера С. А. Лопухина (1769—1814). Портрет, созданный Боровиковским в 1797 году, долгое время находился в собрании родственников. Он хранился у племянницы Марии Ивановны, дочери Федора Толстого. Портрет высоко ценился как семейная реликвия. И именно в доме дочери Толстого, Прасковьи, которая стала супругой московского губернатора Перфильева, этот портрет увидел Павел Михайлович Третьяков в конце 1880-х годов, и оттуда картина попала в собрание Третьяковской галереи.

В конце занятия студенты отметили познавательность подобных мероприятий и выразили готовность для участия в следующих занятиях.

Заведующая ИОЦ Муцаева П.А.

метки

  • АФК «Система»
  • МТС
  • БФ «Система»