Новости и события

17 мая 2017 Санкт-Петербург (ЦРБ им. В.Г. Белинского)

Знакомство школьников с «Карлом великим»

Ежегодно 18 мая музейные работники всего мира отмечают свой профессиональный праздник. И, конечно, те из нас, кто с нетерпением ожидает очередного похода в краеведческий музей своего города или встречи с раритетными экспонатами Эрмитажа или Лувра, также причастны к этому  празднику. Международный день музеев (International Museum Day) появился в календаре в 1977 году, когда на очередном заседании Международного совета музеев (International Council of Museums, ICOM) было принято предложение российской организации об учреждении этого культурного праздника. В связи с этим, 17 мая в библиотеке-филиале № 1 СПб ГБУК «ЦБС Калининского района» состоялась встреча, посвященная одному из выдающихся мастеров русского изобразительного искусства. На встречу пришли школьники – ученики 7-а класса 156 школы.

В рамках проекта «Русский музей: виртуальный филиал» библиотекарь ЦРБ им. Белинского – сотрудник Виртуального филиала Государственного Русского музея Алсу Юнусова – познакомила учащихся  с творчеством  Карла Брюллова.

Карл Павлович Брюллов (1799–1825), называемый друзьями «царем живописи» или «Карлом великим», считается ключевой фигурой в переходе от русского классицизма к романтизму.

Брюллов появился на свет в 1799 году в Санкт-Петербурге. Его отец, Павел Иванович (1760–1833), был академиком, гравером, занимался резьбой по дереву. Несмотря на полученное образование в Академии художеств (1809–1821), живописец не был сторонником классического стиля живописи. Перспективный и творческий студент, окончив учебу, покинул Россию и отправился в Рим, где работал до 1835 года портретистом и жанристом, хотя слава и уважение пришли, когда Карл начал заниматься исторической живописью.

Как и многие другие иностранные художники в Италии, Карл создал копии фресок Рафаэля в Ватикане. Долгое время Брюллов экспериментировал и исследовал работу с акварелью и карандашами.

После посещения раскопок древнего города Помпеи, погибшего при извержении вулкана Везувия, Брюллов начал работу над своим главным произведением — «Последний день Помпеи» (1830–1833 гг.). Трагический сюжет привлёк живописца возможностью выразить характерную для романтизма мысль о духовной силе человека, его способности сохранить достоинство даже перед лицом смертельной опасности. Каждая группа людей, изображённых на полотне, представляет собой своеобразный портрет чувств, и, в основном, чувств высоких и благородных: сыновья спасают слабого престарелого отца, родители укрывают своих детей, а юноша скорбит о погибшей возлюбленной, забыв о собственном спасении.

В 1833 г. картина совершила путешествие по Европе, где экспонировалась с большим успехом. Затем полотно привезли в Россию. Эта демонстрация стала для Брюллова настоящим триумфом. Художника избрали почётным членом академий Милана, Болоньи, Флоренции и Пармы. В Париже его ожидало награждение золотой медалью.

После возвращения в Россию интересы художника были связаны с портретным жанром. Он прошёл путь от парадных, декоративных полотен («Всадница», 1832 г.) до камерных психологических портретов («Портрет Ю.П. Самойловой, удаляющейся с бала с воспитанницей Амацилией Пачини», около 1839 г.).

На рубеже 30-х и 40-х годов Брюллов создал ряд камерных портретов. В число наиболее удачных входят портреты писателя Н.В. Кукольника (1836 г.), поэта В.А. Жуковского (1838 г.), баснописца И.А. Крылова (1839 г.), поэта и переводчика А.Н. Струговщикова (1840 г.), археолога М. Ланчи (1851 г.) и, конечно же, автопортрет (1848 г.). На нём художник выглядит усталым и разочарованным.

Весной 1849 г. Брюллов уехал за границу на лечение. Ему не суждено было вернуться на родину. Умер 23 июня 1852 г. в местечке Марчано близ Рима.

метки

  • АФК «Система»
  • МТС
  • БФ «Система»