Новости и события

03 июля 2017 Сыктывкар (университет)

«Певец морской стихии»

Иван Константинович Айвазовский (1817—1900) написал невероятное количество картин — шесть тысяч. Из них четыре тысячи посвящены морю. Айвазовский нашёл своё призвание в морском пейзаже. А особую известность и любовь приобрела его картина «Девятый вал» (1850, ГРМ). И теперь сказать: «Айвазовский» — это почти то же, что сказать: «Девятый вал», и наоборот. На этом не очень большого размера полотне изображено море ранним утром. Всю ночь бушевала буря. Несколько моряков спаслись после кораблекрушения, ухватившись за обломок мачты, но спаслись еще не окончательно. На них вот-вот обрушится громадная волна — девятый вал. По древнему морскому поверию, буря рождает девять водяных валов, последний — роковой, самый сокрушительный. Волна у Айвазовского очень красивая — просвеченная солнцем, отороченная пеной, похожей на кисти сирени, и на первый взгляд совсем не страшная.

Айвазовский мог бы добавить к этому кое-что из личного опыта. После того как он окончил Академию художеств в Петербурге, его как успешного выпускника отправили в Европу, знакомиться с тамошней живописью. И вот однажды, когда он плыл на пароходе по Бискайскому заливу, направляясь из Франции в Португалию и Испанию, начался сильный шторм и корабль чудом уцелел. Художник, хоть и очень испугался, отметил все-таки живописность волн и захотел бурю нарисовать. Так он и поступил, сойдя с корабля. Будучи человеком с богатым воображением, Айвазовский не раз потом пытался представить, что было бы, если бы судно пошло ко дну, и фантазия предлагала ему все новые варианты. За свою жизнь он изобразил немало бурь, тонущих кораблей и людей в шлюпках или на обломках мачт. Наконец в 1850 году фантазия нарисовала ему девятый вал — море в самом опасном для моряков состоянии. И эта «буря» получилась у него наиболее впечатляющей — жуткой и восхитительной одновременно.

Море Айвазовский представлял себе как живое существо — прекрасное, могучее и грозное. Парусники, уходящие под воду, и терпящие бедствие моряки нужны были ему на картинах еще и для того, чтобы зритель мог представить крутой нрав моря. Кроме того, ему нравились герои, которые не боятся стихии. Поэтому он всегда оставлял зрителям надежду на то, что моряки спасутся — даже от девятого вала.
Конечно, написать с натуры девятый вал невозможно. Айвазовский работал в мастерской. Зато работал он стремительно, почти со скоростью набегающих волн. Море он знал очень хорошо, тем более что вырос в приморском городе Феодосии, и легко мог воскресить в памяти море в любую погоду и при любом освещении. Он говорил так: «Сюжет картины слагается у меня в памяти, как сюжет стихотворения у поэта: сделав набросок на клочке бумаги, я приступаю к работе и до тех пор не отхожу от полотна, пока не выскажусь на нем моею кистью». Так что работы Айвазовского, в том числе и «Девятый вал», произведения особого рода — это пейзажи-стихотворения.

При подготовке к виртуальной выставке были использованы следующие материалы:

  1. Ермильченко Н.В. «Знаменитые полотна русских живописцев». Энциклопедия живописи .- М.; Белый  город,  2008. 48 с.
  2. Мировая художественная культура. ХIХ век. Изобразительное искусство, музыка и театр / Е. П. Львова и др. – СПб.: Питер, 2007. -С. 12-13
метки

«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: