Новости и события

22 августа 2017 Санкт-Петербург (ЦРБ им. В.Г. Белинского)

Лекция «Дворянское гнездо» Виктора Борисова-Мусатова»

22 августа в 15.00 в Центральной районной библиотеке им. В.Г. Белинского в рамках работы проекта «Русский музей: виртуальный филиал» состоялась очередная встреча, которая была посвящена творчеству замечательного художника Виктора Борисова-Мусатова.

Творчество этого мастера, лучшего и самого знаменитого представителя Волжской художественной школы, относится к символизму, вернее, ко второму его этапу. Художник Борисов-Мусатов входит в плеяду гениальных творцов Серебряного века. Строки А. Ахматовой «…и серебряный месяц ярко над серебряным веком стыл…», давшие название этому периоду, очень подходят к полотнам художника.

Если довелось увидеть его картины, они запоминаются навсегда, оставляя в душе тот же след, что и некоторые произведения Тургенева, воспевшего мир провинциального дворянства. Виктор Борисов-Мусатов не был современником гениального писателя, но к таким произведениям, как «Дворянское гнездо» и «Ася», полотна этого художника - «Водоем», «Ожидание гостей», «Одиночество» - являются лучшими иллюстрациями. Специалисты называют его работы картинами-элегиями.

Главным мотивом Борисова-Мусатова стали «дворянские гнезда», мир старинных усадеб, прудов и тенистых парков,  преображенный – благодаря музыкальной ритмике линий и композиций, зыбкому мареву колорита – в поле волшебных видений и грез. А постоянными персонажами его работ стали молодые женщины в старинных платьях на фоне барской усадьбы, очарованные красотой природы и погружённые в лёгкую грусть.

Друг художника, скульптор А. Матвеев, считал, что это не аллегорические обитательницы «дворянских гнёзд», воплощающие «тоску по прошлому». Скорее, это мусатовская «Прекрасная дама - такая же условность и такая же реальность, как лирическая муза поэта. А современник художника, поэт Андрей Белый, дополняет: «Всюду у Мусатова за зеркальной поверхностью тишины буря романтики». Но очевидно, что творчество Борисова-Мусатова очень близко к импрессионизму.

Художник вступил на творческий путь накануне нового столетия. Он болезненно переживал равнодушие буржуазного общества к духовным идеалам, которыми жил. Веря в преобразующую роль искусства, художник обретал силы и смысл творчества в романтической жажде утвердить светлый мир красоты и поэзии в противовес прозе и сухому рационализму.

Персонажи его картин — воплощение мечты художника об идеале.

Он стремился в живописи передать безмолвное, но внятное собеседование человеческих душ, как бы прислушивающихся к себе и к миру в поисках отзвуков извечных законов красоты.

метки

  • АФК «Система»
  • МТС
  • БФ «Система»