Лекция «Дворянское гнездо» Виктора Борисова-Мусатова»
22 августа в 15.00 в Центральной районной библиотеке им. В.Г. Белинского в рамках работы проекта «Русский музей: виртуальный филиал» состоялась очередная встреча, которая была посвящена творчеству замечательного художника Виктора Борисова-Мусатова.
Творчество этого мастера, лучшего и самого знаменитого представителя Волжской художественной школы, относится к символизму, вернее, ко второму его этапу. Художник Борисов-Мусатов входит в плеяду гениальных творцов Серебряного века. Строки А. Ахматовой «…и серебряный месяц ярко над серебряным веком стыл…», давшие название этому периоду, очень подходят к полотнам художника.
Если довелось увидеть его картины, они запоминаются навсегда, оставляя в душе тот же след, что и некоторые произведения Тургенева, воспевшего мир провинциального дворянства. Виктор Борисов-Мусатов не был современником гениального писателя, но к таким произведениям, как «Дворянское гнездо» и «Ася», полотна этого художника - «Водоем», «Ожидание гостей», «Одиночество» - являются лучшими иллюстрациями. Специалисты называют его работы картинами-элегиями.
Главным мотивом Борисова-Мусатова стали «дворянские гнезда», мир старинных усадеб, прудов и тенистых парков, преображенный – благодаря музыкальной ритмике линий и композиций, зыбкому мареву колорита – в поле волшебных видений и грез. А постоянными персонажами его работ стали молодые женщины в старинных платьях на фоне барской усадьбы, очарованные красотой природы и погружённые в лёгкую грусть.
Друг художника, скульптор А. Матвеев, считал, что это не аллегорические обитательницы «дворянских гнёзд», воплощающие «тоску по прошлому». Скорее, это мусатовская «Прекрасная дама - такая же условность и такая же реальность, как лирическая муза поэта. А современник художника, поэт Андрей Белый, дополняет: «Всюду у Мусатова за зеркальной поверхностью тишины буря романтики». Но очевидно, что творчество Борисова-Мусатова очень близко к импрессионизму.
Художник вступил на творческий путь накануне нового столетия. Он болезненно переживал равнодушие буржуазного общества к духовным идеалам, которыми жил. Веря в преобразующую роль искусства, художник обретал силы и смысл творчества в романтической жажде утвердить светлый мир красоты и поэзии в противовес прозе и сухому рационализму.
Персонажи его картин — воплощение мечты художника об идеале.
Он стремился в живописи передать безмолвное, но внятное собеседование человеческих душ, как бы прислушивающихся к себе и к миру в поисках отзвуков извечных законов красоты.
tags cloud
- #opening_of_a_branch
- #lecture
- #exhibition
- #virtual_exhibition
- #online_exhibition
- #online_event
- #мультимедийная_выставка
- #virtual_tour
- #masterclass
- #contest
- #занятие
- #festival
- #video_conference
- #round_table
- #conference
- #seminar
- #дошкольники
- #школьники
- #студенты
- #семья
- #серебряный_возраст
- #инклюзия
- #multimedia
- #Business_meeting_of_virtual_brances
- #The_Multimedia_Centre
- #Drammatika
- #ночьмузеевВФРМ
- #РусскомуМузею125лет
- #RussianMuseum120
- #RMcatalogues
- #Библионочь
- #книгиГРМ2019
- #игрыРМ
- #фильмыРМ
- #ночьискусствВФРМ
- #Artefact
- #100years_restorationRM
- #Peter_I_350
- #Antarctica200
- #folk_art
- #profession_restorer
- #RM_anniversary
- #SPb_anniversary