News

07 September 2017 St. Petersburg, Chekhov library

«Парад по случаю окончания военных действий 1831г.»

ЦРБ им. А.П. Чехова приглашает всех желающих 07 сентября в 15.00 на медиалекторий «Парад по случаю окончания военных действий 1831г.».

Григорий Григорьевич Чернецов (1802—1865)

Григорий Григорьевич Чернецов – один из братьев Чернецовых, академик пейзажной живописи.

Родился в селе Лух, Костромской губернии, 12 ноября 1802 года в семье мещанина. Первые художественные навыки получил от старшего брата Евграфа. Уже в детстве он обнаруживал большие способности к рисованию; в начале 1819 года Чернецов обратился в Академию художеств с письмом, к которому приложил два небольших рисунка с эстампов, с просьбой принять его в ученики Академии на казенный счет, так как недостаток средств отца не позволяет ему поступить в Академию на собственный счет. Из-за малого возраста и отсутствия свободных мест ему было отказано, но Академия, уважая его желание быть художником, предложила ему бесплатно нужные художественные пособия.

Однажды через Лух проезжал П. П. Свиньин, и он заметил способности Чернецова к рисованию, взял его с собою в Петербург и рекомендовал Обществу поощрения художников. При поддержке общества Чернецов стал посещать классы Академии, в 1819 году, в качестве постороннего ученика. Он обучался под руководством С. Ф. Галактионова, А. Г. Варнека, позже М. Н. Воробьева (с 1823).

Уже в 1821 году Академия наградила его за живопись; в 1825 году за живопись перспективную он был удостоен серебряной медали первого достоинства. В 1826 году Чернецов представил вид Военной Галереи и пейзаж, писанный с натуры, за что и получил золотую медаль второго достоинства и признан художником XIV класса. В 1831 году он был удостоен звания академика за исполненную, по назначению Академии, картину, изображающую вид в окрестностях Петербурга.

Вместе со своим братом Никанором, он много путешествовал, посетил Кавказ, Грузию, в 1838 году изъездил Волгу от Рыбинска до её устьев, в 1840 году отправился в Италию, а оттуда в Египет, Палестину и Европейскую Турцию, откуда вернулся лишь в 1844 году. Подобное же путешествие он совершил в 1846—1849 гг. В своих путешествиях Чернецовы срисовывали все достойное внимания. Рисунки их служили им в дальнейшем темами для картин. За целый альбом видов Палестины им назначена была Академиею Художеств награда в 1000 рублей. Эскизы и этюды поволжских видов очень заинтересовали иностранных художников, которым Чернецовы показывали их в Риме. Они собирались издать альбом волжских видов, но, к сожалению, не привели в исполнение своего желания.

В 1846 году Григорий Чернецов, вместе со своим братом Никанором и Сергеем Ивановым, родным братом знаменитого живописца, был отправлен за казенный счет в Италию, где пробыл три года. В 1849 году он вернулся обратно в Петербург, причем ему было дано по Высочайшему повелению на дорогу 100 червонцев. С 1829 года он носил звание придворного живописца и получал содержание от Кабинета Его Величества.

Братья Чернецовы был в дружеских отношениях с А. С. Пушкиным. Украшением кабинета А. С. Пушкина был пейзаж кисти Никанора Чернецова «Дарьяльское ущелье» (1832). На полях рукописи «Путешествие Онегина» сохранился пушкинский набросок портрета Григория Чернецова.

Умер 8 июня 1865 года, в Петербурге.

Самым известным полотном художника считается картина «Парад и молебствие по случаю окончания военных действий в Царстве Польском 6 октября 1831 года на Царицыном лугу в Петербурге» — картина русского художника Григория Чернецова; холст, масло, 1837 год. На картине изображён парад по случаю подавления Польского восстания 1830—1831 годов. Восставшая Варшава была взята русскими войсками 8 сентября 1831 года.

На своеобразном групповом портрете изображены почти 300 известных персон того времени, что делает это полотно ценным иконографическим документом, тем более, что не все изображённые лица были ранее пор­третируемы. Среди изображённых на картине своеобразный срез всех сословий государства — императорская семья, военные и гражданские чины, литераторы, художники, учёные, фаворитки императора, отличившиеся чем-то мещане и крестьяне. Список всех персонажей картины утверждал лично император Николай I — благодаря этому можно судить, кого и за что император счёл нужным запечатлеть на полотне.

Многочисленные рисунки и этюды к картине находятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, Всероссийском музее Пушкина и в других собраниях. Позднее Чернецов сделал с картины литографии и несколько копий, одну из них — для императрицы Александры Фёдоровны.

tags

«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: