Новости и события

21 сентября 2017 Санкт-Петербург (ЦРБ им. А.П.Чехова)

"Перенесение Тихвинской иконы Божией матери"

21 сентября в медиалектории ЦРБ им. А.П. Чехова состоялся показ фильма «Перенесение Тихвинской иконы Божией матери».

Биографические сведения о жившем в Санкт-Петербурге художнике Василии Истомине чрезвычайно скудны. Однако известно, что он работал преимущественно как портретист, в том числе в миниатюрной технике (ряд его работ имеется в Третьяковской галерее и в Государственном Историческом музее в Москве. Многие композиционные особенности картины «Перенесение Тихвинской иконы Божией матери из церкви Рождества Богородицы в Успенский собор Тихвинского монастыря 9 июня 1798 года» имеют своим источником другое произведение — работу М.Ф. Квадаля, посвященную коронации Павла I и написанную в 1799 году, и есть все основания считать, что Василий Истомин был его учеником. В то же время в картине присутствуют признаки, характерные для провинциальной художественной школы.

Заказчиком картины был архимандрит Тихвинского монастыря Герасим (в миру Князев), его фигура в митре заметно выделяется среди прочих священнослужителей.

Икона Тихвинской Божией матери, по преданию, — один из пяти почитаемых на Руси образов Богоматери, созданных, по преданию, учеником Спасителя, евангелистом апостолом Лукой.

На картине икона переносится из теплого храма в связи с окончанием ремонта и обновлением росписей в соборе, который и строился как реликварий для данной религиозной святыни.

Сама икона была якобы по воздуху перенесена ангелами в 1382 году из Константинополя за 70 лет до его падения, и этим чрезвычайным событием указала прямую передачу святости из Византии на Русь. Она только несколько раз показывалась жителям северо-западного региона и лишь впоследствии далась в руки на берегу реки Тихвинки, где ей в течение дня поставили три венца, а наутро оказалось, что ни иконы, ни венца, ни щепы на месте не оказалось, поскольку икона сама себе нашла иное пристанище. Именно на этом новом месте и был возведен Успенский собор Тихвинского монастыря.

Изображенное на полотне торжественное событие было описано в газете Санкт-Петрбургские ведомости от 28 июня 1798 года, вышедшей за номером 52 (с. 1242—1243).

Картина имеет дополнительный интерес в силу того, что на ней запечатлены многие реальные исторические лица.

  • император Павел I
  • императрица Мария Фёдоровна (жена Павла I)
  • наследник цесаревич Александр Павлович
  • великий князь Константин Павлович
  • архимандрит Герасим (Князев) — заказчик картины
  • Непосредственно за иконой следует процессия придворных и государственных деятелей, среди которых хорошо узнаваем граф Александр Андреевич Безбородко. Со вступлением на престол Павла I Безбородко, один из вершителей внешней политики России, не только вернулся из полуопалы, но и был пожалован канцлером. Именным Высочайшим указом от 5 апреля 1797 года Павел I возвел действительного тайного советника I класса, графа Безбородко в княжеское Российской империи достоинство с титулом светлости. Кроме этого, император пожаловал ему портрет свой и большой крест Св. Иоанна Иерусалимского, осыпанные бриллиантами.
  • Рядом с великими князьями стоит предводитель уездного дворянства Петр Воинович Римский-Корсаков, дед композитора.
  • На переднем плане, обернувшись лицом к зрителям, запечатлен сам художник, имя которого обозначено на свитке, который он держит в руках и надпись на котором гласит: «Писал сию картину сей Василей Истомин, с 20го мая кончил 2 дня ноября 1801го года».
метки

  • АФК «Система»
  • МТС
  • БФ «Система»