Новости и события

17 октября 2017 Санкт-Петербург (ЦРБ им. В.Г. Белинского)

Лекция «Карл Брюллов. «Итальянский полдень»

17 октября в 15.00 в Центральной районной библиотеке им. В.Г. Белинского вновь состоялась  лекция, темой которой стало творчество замечательного русского художника Карла Брюллова. На этот раз она была посвящена 190-летию создания одного из самых известных шедевров мастера – картине «Итальянский полдень».

Полотно «Итальянский полдень» , которое также известно как «Итальянка, снимающая виноград»,  было написано Карлом Брюлловым во время пребывания художника в Италии. В основе этого лирического произведения лежит жанровый сюжет. Вероятно, картина создавалась под влиянием непосредственного впечатления от тех счастливых моментов, которые художник видел в окружающей жизни. Картина была написана в 1827 году и является парой к другой картине, известной как «Итальянское утро». Работа  «Итальянское утро» была создана  гораздо раньше - в 1823 году. После того, как произведение было подарено жене Николая I Александре Федоровне, император попросил написать для неё парную картину – ею и стал «Итальянский полдень».

Однако это полотно отличается от предыдущего. На картине, написанной ранее, мы видим совсем юную девушку, почти подростка, которая на рассвете умывается прохладной водой из фонтана, тогда как "Итальянский полдень" (Брюллов создал его в возрасте 28 лет) изображает более зрелую красоту.  Чтобы подчеркнуть то, что итальянка переживает пору расцвета, художник дал ей в руку пышную виноградную гроздь, налитую соком, такую же роскошную, как и она сама. Кстати, если присмотреться, можно заметить инициалы мастера, в виде латинских букв “СВ” на рубашке, едва прикрывающей белоснежную грудь красавицы. Трудно сказать, к какому сословию принадлежит женщина, которую изобразил Карл Брюллов. “Итальянский полдень” вообще полон загадок. Например, неизвестно, кто та девушка, что позировала художнику. Возможно, это была крестьянка из римских пригородов, однако белизна кожи подсказывает, что вряд ли эта особа привыкла проводить дни, работая на виноградниках под палящими лучами солнца.

Брюллов мастерски показывает душевное состояние героини. Женщина срывает гроздь винограда и любуется ею. Солнечные лучи, проникая сквозь виноградные ветви, освещают ее лицо и фигуру. Рука великолепного мастера видна и в естественности композиции, и в безупречной пластической завершенности образа крестьянки, и в достоверной передаче полуденного освещения со сложной игрой светотени.  Люди видят в итальянке, собирающей виноград, самих себя, своих родных, друзей и знакомых. Здесь нет недоступной и искусственной красоты академизма, наоборот - это естественная красота, природа, жизнь, любовь и страсть.

Картина «Итальянский полдень» не нашла поддержки у критиков – сцена показалась слишком будничной, а модель - не изящной, не соответствующей классическим канонам красоты. Сам же живописец считал, что, отступив от условной красоты форм, он приблизился к естественности, к гармонии человека и природы. 

Сегодня, чтобы увидеть это великолепное полотно, нужно отправиться в Русский музей, который находится в Санкт-Петербурге по адресу: Инженерная улица, 4. Кроме того, в Третьяковской галерее в Москве хранится уменьшенная копия этой картины, также принадлежащая кисти художника.

метки

  • АФК «Система»
  • МТС
  • БФ «Система»