Новости и события

13 ноября 2017 Санкт-Петербург (ЦРБ им. В.Г. Белинского)

Лекция «Осенняя распутица» Архипа Куинджи»

13 ноября в 15.00 в Центральной районной библиотеке им. В.Г. Белинского в рамках проекта «Русский музей: виртуальный филиал» состоялась  встреча, посвященная выдающемуся мастеру  пейзажа Архипу Ивановичу Куинджи и его картине «Осенняя распутица» . Мероприятие было посвящено 145-летию со времени  создания полотна. Написанное в 1872 году, оно является частью собрания Государственного Русского музея.

Своей реалистичностью работа близка картинам художников-передвижников. Мы видим степь, которая совершенно раскисла от осенних дождей. Небо полностью серое и унылое. По дороге пытается проехать повозка, но она постоянно вязнет в грязи. Слева идут ребенок и женщина. Неизвестно, где художник писал этот великолепный пейзаж.

Эта работа художника максимально реалистична. Не существует другого произведения этого времени, настолько полно передающего беспросветность российской жизни. Пейзаж носит оттенок жанровости. Именно он вносит некий сентиментальный оттенок, который не столь характерен для русских пейзажей. Осенний  пейзаж, словно весь пронизан серой мглой. Он рассказывает о бедных людях, в жизни которых все также тускло и абсолютно безрадостно. Мотив дороги был характерен для многих картин той эпохи. Она настолько же бесконечна, как и терпение людей.

 Что касается цветового решения, то оно абсолютно небывалое для пейзажа реалистического характера. Его убедительность максимально чувственна. Мы ощущаем особую промозглость воздуха, который словно напоен влагой. Кажется, что так и слышно характерное чавканье грязи, по которой идут ребенок и женщина.

Куинджи использовал в своей картине всевозможные оттенки серого и коричневого. Здесь нет ни одного яркого пятна, и это неслучайно. Все изображение сливается в единую серость, которая создает у зрителей такое же безрадостное настроение. Все существование бедных людей беспросветно. Зрители ощущают это в полной мере, лишь взглянув на эту картину. Каждая деталь осенней природы максимально осязаема и невероятно значима. Здесь все значимо и неслучайно.

Небольшой просвет мы видим лишь на горизонте. Он озаряет картину изнутри. Скорее всего, это осеннее солнце пытается, но безуспешно, пробиться сквозь тучи. Наше настроение от этого света не улучшается. Он не помогает скрасить этот унылый пейзаж, который остается таким же грустным.

Линия, начатая художником в картине «Осенняя распутица», была продолжена в его более поздних картинах «Забытая деревня» (1874) и «Чумацкий тракт в Мариуполе» (1875), которые были выставлены на 3-й и 4-й выставках Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»).

В 1890-х годах Куинджи начал работу над картиной «Осень. Туман», практически повторяющей «Осеннюю распутицу» в зеркальном отображении, но эта работа осталась незавершённой.

Таких реалистичных и щемящих работ у Куинджи немного. Очень скоро Архип Иванович окреп, набрался уверенности и покинул общество передвижников, сохранив со многими членами Товарищества дружеские отношения.

Куинджи пошел своей дорогой – отказавшись от социальных тем, он стал мастером поэтического пейзажа, создав в этом жанре настоящие бессмертные шедевры.

метки

«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: