Новости и события

12 апреля 2018 Санкт-Петербург (ЦРБ им. В.Г. Белинского)

Лекция "Природа и человек в живописи Михаила Нестерова"

12 апреля  в ЦРБ им. В.Г. Белинского состоялась очередная встреча в рамках проекта «Русский музей: виртуальный филиал», посвященная творчеству замечательного русского художника Михаила Нестерова.

Выходец из провинциальной купеческой среды, он закончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества. С 1889 года участвовал в выставках передвижников. Однако, после 1886 года в его творчестве произошел резкий перелом, связанный со смертью его любимой жены. Эта смерть наложила отпечаток не только на его творчество, но и на саму жизнь, на его взгляды. В своих произведениях художник чаще стал погружаться в природу, он стал ближе к Богу, к душевному покою. Нестеров посвятил целый цикл картин, посвященных преподобному Сергию Радонежскому, жизни и делами которого восхищался.

Нестеров поэтизирует русскую природу и русскую старину, стремится найти нравственный идеал в людях прошлого, искренне и глубоко верующих. Нестеров воплотил в своем творчестве феномен, который можно назвать "национальным романтизмом". В его картинах сливаются человек и природа, а в русском искусстве появляются такие понятия, как "нестеровский человек" и "нестеровская природа". И, действительно, если мы посмотрим на картины этого художника, то увидим, как легко их отличить от пейзажей других живописцев.

Пейзаж Нестерова - это пейзаж среднерусский и северный. Тонкие белоствольные березы, пушистые ветки вербы, кисти рябины, горящие на приглушенном фоне, почти незаметные осенние и первые весенние цветы. Недвижные воды, в которых отражаются замершие леса. Дали, открывающиеся с высоких холмистых берегов реки Белой... Обычно, на картинах Нестерова - весна или осень, реже - зима или лето. И никогда не бушуют бури, не льют дожди, не гнутся под покровами ветра деревья. Все тихо, благолепно, все проникнуто тютчевским ощущением того, что "сквозит и тайно светит" в красоте русской природы. И люди - юноши и старцы-отшельники, покорные своей судьбе, - созвучны природе, в созерцание которой они погружены. И печальные девушки, тоскующие женщины с неизжитыми страстями, тлеющими за видимой покорностью и безропотностью.

"Я жил своим художеством", — писал о себе живописец Михаил Нестеров. Внутренняя красота была для него важнее, чем «так называемые сильные страсти». И эту неброскую, лиричную, но глубокую красоту Нестеров видел во всем: в героях, в окружающей их природе, которая на картинах мастера превращалась в знаменитый «нестеровский пейзаж».

метки

  • АФК «Система»
  • МТС
  • БФ «Система»