Новости и события

25 сентября 2018 Чебоксары (храм)

Михаил Васильевич Нестеров. Первая осенняя экскурсия по картинам Михаила Васильевича Нестерова

Сотрудники Центральной городской библиотеки им. Маяковского 25 сентября посетили Церковно-исторический музей при храме Новомучеников и исповедников Российских в г. Чебоксары, чтобы ознакомиться с творчеством русского живописца Михаила Васильевича Нестерова. Интересен такой факт: Михаил Нестеров был современником Владимира Маяковского, чье имя носит библиотека, но, несмотря на то, что каждый из них, думается, не зарыл талант в землю, поводов для встречи не возникло. Скорее всего, друг о друге они знали, так как каждый из них к какому-то периоду своей жизни стал известным, но данных о встрече нет.

Не знаю, может ли быть подводкой «невстреча» двух гениальных личностей к нашей сентябрьской встрече людей, искренне любящих искусство, но начать хотелось с этого.

Стены одного из залов нашего музея украшают репродукции картин художника. Здесь и работы «Сергиевского цикла» — одухотворенные «Видение отроку Варфоломею» (1890, ГТГ), «Юность преподобного Сергия Радонежского» (1897, ГТГ) и «Преподобный Сергий Радонежский» (1899, ГРМ), а также вневременная «Святая Русь» (1905, ГРМ), созерцательно-умиротворенная «Лисичка» (1914, ГТГ) и стремительные и в то же время монументальные «Всадники» (1932). Конечно, этими полотнами творчество М. Нестерова не ограничивается. Другие работы художника были продемонстрированы с использованием проектора и большого экрана, установленного в читальном зале комплекса, а также при помощи виртуального филиала Русского музея.

Зал 68 корпуса Бенуа, одного из зданий Русского музея, посвящен полотнам нашего художника. Вот мы встречаем автопортрет живописца 1915 года на фоне тихой безмятежной реки и платообразных гор. Следом другая картина —  «Пустынник». Этот старец с молитвенными четками в руках стал основой для иконы Серафима Саровского после его канонизации.

После этих и других трудов знакомимся с монументальной живописью: росписями в храме Марфо-Мариинской обители. Расписывать храм Михаила Нестерова пригласила сама Елизавета Федоровна, основательница «Обители милосердия и любви». Здесь он создал свои известные композиции: «Путь к Христу», «Христос у Марфы и Марии», триптих «Утро Воскресения».

Кроме того, Михаил Нестеров — это портретист, признанный глава советской портретной школы. Еще осенью 1908 года был задуман портрет Виктора Михайловича 

метки

«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: