Новости и события

06 сентября 2018 Санкт-Петербург (Досуговый центр МО № 65)

Ко дню начала блокады Ленинграда. Фильмы о Павле Филонове

6 сентября в Муниципальном образовании  МО № 65 Санкт-Петербурга на Туристской улице, дом 30, корпус 1 состоялся просмотр фильмов о художнике Павле Филонове: «Павел Филонов. Дневники», «Павел Филонов. Возвращение «блудных» рисунков», и «Павел Филонов. «Очевидец незримого» из цикла авторских программ директора Русского музея В.А. Гусева «ВЕК РУССКОГО МУЗЕЯ».

 Просмотр фильмов приурочен ко дню начала блокады Ленинграда, 8 сентября 1941 года. Павел Филонов – гениальный русский художник-авангардист умер в 1941 году в блокадном Ленинграде от истощения и похоронен недалеко от церкви на Серафимовском кладбище. На доме 19, что находится на улице Литераторов (Петроградская сторона), где жил художник с 1919 по 1941 год, в 1996 году на средства Русского музея установлена памятная мемориальная доска.

Фильм «Павел Филонов. Дневники» создан в 2003 году.

Павел Николаевич Филонов (1882-1941) - живописец, график. Его картинам было суждено долгое насильственное забвение, затем выход из небытия и признание, но все равно Филонов остается самым загадочным и самым непостижимым из мастеров русского авангарда, одинокой и трагической фигурой в искусстве ХХ века. Филонов не продавал своих картин. В 1931 году Филонов писал, что "все свои работы, уже сделанные и те, которые рассчитывает сделать, он решил отдать Государству". 

Все произведения Филонова были сохранены его сестрой Евдокией Николаевной Глебовой и впоследствии переданы в Русский музей. 

В основу фильма легли дневники Павла Филонова периода 1930-1940-х годов - одного из самых сложных десятилетий в жизни и страны и художника. За каждой страницей этих дневников, из атомов букв и фактов предстает трагическая жизнь и творчество художника.

В фильме рассказывается о том, что в секторе "рукописи" Русского музея хранятся дневники Павла Филонова, которые были изданы после того, как открылся «железный занавес» и возвратились многие закрытые имена, в том числе, и имя Павла Филонова. В 1988 году состоялась его первая персональная выставка в Русском музее. Затем его выставки прошли в Париже, Дюссельдорфе и других городах Европы. Так мир открыл для себя гениального русского художника-авангардиста Павла Филонова. О его работах сказал В.Б. Шкловский: «Это не провинциал Запада… В Филонове – сила русской не привозной живописи». В целом работы Павла Филонова были тяжелы для восприятия зарубежного зрителя. Его картины состоят из мельчайших атомов-прикосновений. В своих дневниках – дешевых ученических тетрадях -  он пишет: «Живопись должна расти, как дерево… В то же время упорно и точно пиши каждый атом».

В 1935 году Павел Филонов писал: « Всё последнее время я жил только чаем». 1939 год также был для художника одним из сложных. Ни одной минуты он не  проводил без работы. «Денег у меня нет, - писал он в своих дневниках, - не считая 33 копеек, заработанных в июне». Но по своей неизмеримой любви к «дочке» (так он называл жену) с 6 июля по 20 августа часов по 10 в день он расписывал платок – тончайший шёлковый маркизет – дар Екатерине Серебряковой, жене художника. В фильме у зрителя есть уникальная возможность увидеть это замечательное произведение искусства, которое нам показал директор музея В.А. Гусев.

Можно сказать, что у Павла Филонова была своя школа, он имел последователей. Но в 30-е годы было не безопасно называться учеником Филонова. Художник свои работы не продавал за границу. Все картины он хотел оставить партии и правительству. Но произведения опального художника в то время не нужны были  ни партии, ни правительству. Интерес к работам художника проснулся у КГБ, когда за границей нашлись его пропавшие рисунки. Об этом рассказывается в следующем фильме.

Павел Филонов. Возвращение "блудных" рисунков

Фильм «Павел Филонов. Возвращение «блудных» рисунков создан в 2000 году.

Работы Павла Филонова оказались в Русском музее благодаря его сестре, Евдокии Николаевне Глебовой, которая после смерти художника перевезла на санках более 200 работ художника с Петроградской стороны (ул. Литераторов, дом 19) и передала их на временное хранение в Русский музей.
К сожалению, отношение к художнику в советское время было неуважительным, художник не вписывался в советскую парадигму ни своим образом жизни, ни мышлением, ни собственным стилем в живописи. Именно неприятие Филонова способствовало краже нескольких его работ из Русского музея. О трудном возвращении в музей рассказывает в фильме директор Русского музея В.А. Гусев.

В 2000 году из Национального центра искусства и культуры Жоржа Помпиду в Париже были возвращены в Россию 7 рисунков Павла Филонова. Непростой была история их возвращения. В Русском музее была создана комиссия, которую возглавил директор музея В.А. Гусев. Были тщательным образом исследованы работы, хранящиеся в Русском музее, рисунки, найденные в центре Помпиду и фотографии работ художника, сделанные его сестрой. На основании сравнительного анализа всех работ  и фотографий были сделаны выводы о подлинности найденных во Франции работ.

Павел Филонов («Очевидец незримого»)

Фильм снят в 2006 году по материалам одноименной выставки Русского музея, посвященной аналитическому искусству Павла Филонова. Из фильма зрители узнали от директора Русского музея В.А. Гусева о непростых обстоятельствах жизни Филонова и о главных постулатах его творчества.

Павел Филонов считал художественную форму инструментом для познания мира. Он считал своё искусство аналитическим, заявляя, что «кисть – микроскоп, вход в дверь мироздания». Он считал, что художник должен писать не красивые события, а реальные события окружающего мира. На выставке экспозиция работ художника сопровождается звукорядом. Таким образом, мы можем слышать его своеобразную, ни на что не похожую мелодию в искусстве.

Муниципальное образование Муниципальный округ № 65 Приморского района Санкт-Петербурга на Туристской улице, дом 30, корпус 1

метки

  • АФК «Система»
  • МТС
  • БФ «Система»