News

20 November 2018 Arzamas

20 декабря 2018 г. в Арзамасском филиале ННГУ проведены занятия из серии «Психология в искусстве».

В ноябре в рамках ежегодной Недели педагогики и психологии в Арзамасском филиале ННГУ проходило много мероприятий, направленных на углубление и расширение знаний в области этих научных дисциплин.

20 ноября состоялось сразу два интересных занятия из серии «Психология искусства» для студентов психолого-педагогического факультета при активном содействии информационно-образовательного центра «Русский музей: виртуальный филиал». Их организаторами и ведущими стали руководитель центра к.п.н., доцент С.А. Атрощенко и  преподаватель психологии к.псх.н., доцент  Э.В. Тихонова.  

Из медиатеки виртуального филиала были выбраны две видеолекции директора Государственного Русского музея Владимира Александровича Гусева, которые, безусловно, стали для студентов прекрасным сопровождением в мир искусства.

Итак, первое занятие - лекция-визуализация «Шедевры мировой живописи с точки зрения психологии искусства» - было посвящено анализу выдающегося произведения Карла Брюллова «Последний день Помпеи». Студенты 3 курса ППФ (специальность «Психология служебной деятельности») познакомились с историей создания картины, проанализировали её сюжет, персонажей, изобразительные средства с позиции психологии восприятия. Все участники отметили силу эмоционального воздействия шедевра К. Брюллова на зрителя, а также – точность и достоверность передачи чувств и состояния людей, изображенных на картине, оказавшихся во власти стихии во время извержения вулкана Везувий.

Студенты поделились своими впечатлениями от знакомства с картиной К. Брюллова «Последний день Помпеи»:

Копылов Кирилл: Картина произвела большое впечатление, поразив своим масштабом – как в самом размере, так и в теме и сюжетах, заключённых в ней. Каждый раз, рассматривая её, можно увидеть что-то новое и приоткрыть для себя ещё одну тайну этого шедевра живописи.

Снегирёва Елена: Гнев, страх, ужас, безысходность - вот основное в этой картине. Выполнена она очень выразительно, краски подобраны очень точно. Изобилует красный цвет - цвет агрессии. Действительно, вулканическая лава, сметающая и убивающая всё на своём пути, несёт в себе ужас и смерть, агрессию и страх перед природной стихией. Когда ты не в силах что-либо изменить, повернуть время вспять. Жаль людей, которые беспомощны перед таким бедствием. Меня поразило, как автор смог так точно и ярко изобразить чувства и эмоции людей. 

Арбузова Вероника: Картина отражает множество эмоций и чувств людей: безысходность, страх, ужас, отчаяние. Но, в то же время, художник достоверно передал и такие чувства жителей Помпеи, оказавшихся в страшных, экстремальных обстоятельствах, как любовь, самопожертвование ради близких и родных (сын помогает матери, дети - отцу, муж - жене), преданность. Потрясающе передана также и атмосфера надвигающегося бедствия, неминуемой смерти - это позволяет самому проникнуться всем ужасом ситуации, оставляя неизгладимое впечатление.

Мальгин Александр: Мероприятие вызвало у меня настоящее удивление. Не смотря на то, что я неоднократно видел картину Карла Брюллова " Последний день Помпеи", сегодня я снова проникся чувством восторга к этому шедевру. Эта, в прямом смысле слова, уникальная работа, содержит в себе столько противоречий, столько эмоционально окрашенных композиций, что, рассматривая её снова и снова, ты буквально погружаешься в ту эпоху, в те исторические, наполненные ужасом и страхом, события. Профессионализм Брюллова неоспорим. Это величайший художник, и данная картина - есть величайшее произведение искусства. Более того, мне как будущему специалисту в области психологии, было невероятно интересно оценить эмоционально-психологическое состояние персонажей, изображенных на картине. Уверен, что такие занятия помогут студентам, помимо развития эстетических чувств, развивать и профессиональные качества, что благоприятно скажется на процессе становления будущих специалистов.

Второе занятие – мастер-класс «Себя как в зеркале я вижу…»: портрет и личность проходило в рамках изучения дисциплины «Психология личности» для студентов 2 курса ППФ (специальность «Психология девиантного поведения»). На основании фильма «Избранники Клио. Петр I» из ресурсов медиатеки студенты под руководством ведущих смогли проследить, какие черты характера отражают портреты русского царя Петра I – личности неоднозначной и противоречивой. Особый интерес вызвал психологический анализ картины Николая Ге «Пётр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе».

Участники мастер-класса отмечали следующее:

Кудряшова Ульяна: Данное мероприятие было интересно и, действительно, полезно в рамках изучения дисциплины «Психология личности». В процессе знакомства с портретами Петра I мы изучали его характер, темперамент, личностные черты. Также через живописные изображения мы получили наглядное представление о становлении личности императора с детских лет до последних дней его жизни. В целом изучение великих людей даёт ценный опыт в области психологии.

Аветисян Диана:  Я узнала много интересных фактов о Петре I. Благодаря фильму, я увидела много картин, которых не видела ранее, так как не могла съездить в Питер.

Гоглева Анастасия: Эта лекция была полезна для саморазвития: оказывается, что художники-портретисты – хорошие психологи, они передают эмоции, чувства, особенности характера героев своих картин, запечатлевая их для будущих поколений.

Ермолаева Елизавета: Очень интересный урок и необычный. Как-будто побывали в самом Русском музее! Из картин узнали много новых фактов из жизни Петра I, проанализировали его личностные черты.

Ромадова Марина: Занятие и просмотр фильмов был очень интересным и познавательным. Хотелось бы почаще проводить занятия в такой форме.

Шувалов Антон:  Сегодня мы узнали, как через картину можно понять личность человека, изображенного на ней. Было интересно. Спасибо за занятие!

tags

«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: