Новости и события

21 ноября 2018 Арзамас

21 декабря 2018 г. в Арзамасском филиале ННГУ проведены занятия из серии «Психология в искусстве».

Глубокое изучение психологии невозможно без совершенствования эмоционально-нравственной сферы личности, поскольку понимание внутреннего мира человека, его переживаний, отношения к жизни предполагает душевную чуткость, эмпатийность, умение замечать нюансы в состоянии и поведении собеседника и оценивать их, ориентируясь на моральные нормы.  В профессиях типа «человек-человек» сложность эмоционально-нравственного мира является важным профессиональным качеством. Одним из средств его развития является художественное восприятие произведений искусства.

И. Кант и вслед за ним Фихте, Шеллинг, Шопенгауэр, Ницше рассматривали художественное восприятие как высшую форму познания, дающую возможность понять духовные переживания человека, выраженные посредством изображения и эмоциональной экспрессии.

21 ноября 2018 года для студентов 1 курса психолого-педагогического факультета (профиль Педагогика и психология девиантного поведения) преподавателями АФ ННГУ –  к.пс.н., доцентом Е.Н. Трухмановой и к.п.н., доцентом С.А. Атрощенко – была организована лекция-визуализация на тему «Художественный образ как способ отражения психологического состояния и характера личности», с использованием медиа-ресурсов виртуального филиала Русского музея.

Студентам было предложено проанализировать образ Петра I в различные периоды его жизни, изображенный на картинах Н.Н. Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе», И.К. Айвазовского «Петр I при Красной горке, зажигающий костер на берегу для подачи сигнала гибнущим судам своим», А.И. Шарлеманя «Петр I накрывает заговорщиков в доме Цыклера», Г.Н. Горелова «Осмеяние трупа Ивана Милославского», А.Ф. Афанасьева «Петр Великий при Лахте спасает погибающих солдат». Цель анализа – выявить, с помощью каких художественных средств (изобразительные формы, цвет, тон, контрасты, фактура мазков, динамика линий, ритмы пятен, и т.п.) раскрывается психологическое состояние личности в эмоционально-напряженных, стрессовых ситуациях. Кроме того, важно понять главного героя как индивидуальность с особым мироощущением и переживаниями, со своими проблемами, пристрастиями, страхами, надеждами, симпатиями и антипатиями и т.п., выделяя существенные характеристики и мелкие детали визуального образа; а также дать нравственную оценку его поступкам и взаимоотношениям с окружающими, соотнося их с особенностями ситуации, социальной ролью, влиянием на других людей и др.

Лекция-визуализация заинтересовала студентов. Они отметили, что такая форма проведения занятий очень полезна для расширения кругозора, развития художественного вкуса и понимания психологии человека.

метки

«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: