14 марта в Центральной районной библиотеке им. А. П. Чехова прошла интерактивная лекция «Исторические полотна Василия Сурикова»
Василий Иванович Суриков – живописец, мастер исторической картины (1848, 12 января, Красноярск - 1916, 6 марта, Москва)
Василий Суриков родился в Красноярске, его род ведет начало от донских казаков, чем художник всегда очень гордился. Острое ощущение собственных корней, генетической связи с предыдущими поколениями, поиск в событиях прошлого ответов на вопросы современности, лирическое воспевание народных традиций и национальной истории – вот те черты, которые были присущи творчеству Сурикова на протяжении всей его жизни.
Василия Сурикова по праву считают мастером исторической живописи. О своем творческом кредо он заявил уже в первой прославившей его работе – «Утро стрелецкой казни» (1881). Это первая часть исторической трилогии, посвященной эпохе Петра. Кроме этой работы, в трилогию входят картины «Меншиков в Березове» и «Боярыня Морозова». Уже в этой работе проявились основные черты авторского стиля – повышенное внимание к колористике и сложная динамичная композиция. Именно увлеченность построением изысканной композиции заставила соучеников Сурикова по Академии художеств прозвать его «композитором».
Роковым событием в жизни художника, переломным моментом, разделившим ее на две части, стала смерть его жены Елизаветы Шаре после тяжелой болезни в 1888 г. Это повергло Сурикова в состояние глубокой депрессии. Он бросил занятия живописью и уехал из Москвы на родину, в Красноярск, предполагая остаться там навсегда. Не первый раз родная земля и ощущение своих корней стали спасительными для художника. Брат живописца убедил его приступить к работе над картиной «Взятие снежного городка». На ней изображена старинная сибирская народная забава – игра, популярная в казачьей среде в прощеное воскресенье масленичной недели. Эта картина излечила Сурикова от тоски. «Необычайную силу духа я тогда из Сибири привез», – признавался художник.
Виртуозное мастерство в построении композиции Суриков продемонстрировал в работе «Переход Суворова через Альпы» – вертикальный формат был абсолютно нехарактерен для батальных произведений. Кроме того, сцена построена так, будто лавина солдат обрушивается прямо на зрителя. «Главное у меня в картине – движение, храбрость беззаветная», – пояснял Суриков.
Одной из самых известных работ Сурикова стала «Боярыня Морозова». Картина имеет такую же сложную и динамичную композицию, как и предыдущие. Кроме того, она проникнута скрытым диалогизмом – внешне не связанная ни с кем из толпы боярыня Морозова, смотря поверх голов, как будто ведет скрытый диалог с каждым из присутствующих и с самим Богом.
По мнению критиков, «Суриков создал самобытную художественную систему – четкий арифметический расчет и непревзойденный колорит создают ощущение соучастия в живой жизни ушедших эпох». Художник создал революционно новую технику письма, своеобразную математику живописи, о которой И. Грабарь писал: «Тут нет ни одного цветового пятна, не приведенного в гармонию с ближайшими по соседству и со всеми дальними. Тут нет ни одного миллиметра «пустой живописи». Все насыщено цветом с такой расточительностью, которая по плечу только гениям».
Облако меток
- #открытие_филиала
- #лекция
- #выставка
- #виртуальная_выставка
- #онлайн_выставка
- #онлайн_мероприятие
- #мультимедийная_выставка
- #виртуальный_тур
- #мастер-класс
- #конкурс
- #занятие
- #фестиваль
- #видеоконференция
- #круглый_стол
- #конференция
- #семинар
- #дошкольники
- #школьники
- #студенты
- #семья
- #серебряный_возраст
- #инклюзия
- #мультимедиа
- #рабочая_встреча_ВФ
- #Центр_мультимедиа
- #Драмматика
- #ночьмузеевВФРМ
- #РусскомуМузею125лет
- #РусскомуМузею120лет
- #каталогиРМ
- #Библионочь
- #книгиГРМ2019
- #игрыРМ
- #фильмыРМ
- #ночьискусствВФРМ
- #Артефакт
- #100лет_реставрацииГРМ
- #ПетрI_350лет
- #Антарктида200
- #народное_искусство
- #профессия_реставратор
- #юбилей_РМ
- #Юбилей_СПб